Договор купли продажи памятника архитектуры. Приватизация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (Алферов А.О.)

ДОГОВОР ВАПМ-МКИ 1 № ________

для купли-продажи объектов недвижимости отнесенных к памятникам истории и культуры

г. Москва _______ 20___ г.

Специализированное государственное унитарное предприятие (СГУП) по продаже государственного и муниципального имущества города Москвы, именуемое в дальнейшем "Продавец", в лице Руководителя Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "ААА", именуемое в дальнейшем "Покупатель", в лице Генерального директора Петрова Петра Петровича, действующего на основании Устава, зарегистрированного в Московской регистрационной палате (свидетельство - регистрационный № 000.111 от 01.01.20__ г., ОКПО 11111111), с другой стороны ("Продавец" и "Покупатель" именуются далее Сторонами), заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. При заключении Договора купли-продажи объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры (далее - Договор) Стороны руководствуются Федеральным Законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" от 21 июля 1997 года; Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в редакции от 06.10.97; Законом Российской Федерации от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры"; Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 1994 года № 2121 "О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения"; Указом Президента Российской Федерации от февраля 1995 года № 96 "О втором этапе приватизации в Москве"; Программой приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве, утвержденной Постановлением Московской городской Думы от 20 сентября 1995 года № 61 "Об утверждении и введении в действие Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве"; Гражданским кодексом Российской Федерации, Постановлением Московской Городской Думы от 17.01.96 № 6 "Об утверждении Положения об особом порядке и условиях приватизации в городе Москве объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры", Постановлением Московской Городской Думы от 02.10.96 № 85 и другими нормативными актами, регулирующими вопросы приватизации и государственной охраны памятников истории и культуры.

1.2. Предметом настоящего Договора является выкуп здания-памятника истории и культуры (далее - Объект), определяемый Законом Российской Федерации от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

Объект расположен по адресу: Центральный проспект, д. 1, стр.2, общей площадью 999 кв.м (выписка из технического паспорта на здание (строение) № дела 111/222 по состоянию на 01.02.20__г, экспликация ф. № 25 и поэтажный план выданы ТБТИ "Центральное" 01.03.20__г.), прилагаются и являются неотъемлемой частью договора.

Охранный статус - "Флигель городской усадьбы, конца XVIII - начала XIX вв.".

1.3. К настоящему Договору прилагается и является его неотъемлемой частью Охранное обязательство собственника памятника истории и культуры.

1.4. Охранное обязательство собственника памятника истории и культуры заключается между «Покупателем» и Главным управлением охраны памятников истории и культуры города Москвы (далее ГУОП города Москвы), являющимся специально уполномоченным государственным органом по охране и использованию памятников истории и культуры. Охранное обязательство собственника памятника истории и культуры оформляется перед заключением настоящего Договора.

Договор, не содержащий Охранное обязательство собственника памятника истории и культуры, является недействительным.

1.5. Памятник истории и культуры не является предметом долга и на него не обращено взыскание.

2. СПОСОБ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация Объекта осуществляется путем его выкупа у «Продавца» на основании распоряжения Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы от 01.08.2001г.№3309-р.

3. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

Взаимоотношения по поводу использования земельного участка, на котором располагается приватизируемый Объект, и условия землепользования определяются в договорах, заключаемых "Покупателем" с территориальными органами Москомзема, и регламентируются действующим законодательством.

4. ЦЕНА ПРИВАТИЗИРУЕМОГО ОБЪЕКТА

Окончательная цена Объекта определена в соответствии с расчетом, проведенным ГУОП г. Москвы в размере 10 000 000 (десять миллионов) рублей и согласована с "Покупателем" (Распоряжение Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы от 01.02.20__г. № 4444-р)

5. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

5.1. Оплачивать выкупаемый Объект, в сроки, установленные в разделе 7 настоящего Договора.

5.2. Осуществлять свою производственную и хозяйственную деятельность в отношении Объекта в соответствии с действующим законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры и Охранным обязательством собственника памятника истории и культуры.

5.3. Использовать Объект по существующему назначению (под служебные цели). Изменение профиля использования нежилого здания возможно по согласованию с органами исполнительной власти в порядке, установленном действующим законодательством.

В случае совершения вторичной и последующих сделок в отношении здания, являющегося предметом настоящего договора (в том числе, внесение его в качестве вклада в уставный капитал), в условия вновь заключаемых договоров в обязательном порядке заключается пункт, касающийся обязанности нового собственника использовать здание по его назначению (под служебные цели) и возможности изменения профиля здания каждым новым собственником по согласованию с органами исполнительной власти.

Вторичные и последующие договоры, не содержащие условия сохранении профиля здания, являются ничтожными.

5.4. Выполнять обязательства, предусмотренные правоустанавливающими документами, указанными в п. 1.1. Договора.

5.5. Выступать правопреемником в отношении всех кающихся Объекта обязательств, градостроительного характера.

5.6. В случае отчуждения Объекта (продажа, дарение, переход по наследству и другие основания в соответствии с п. 5.9. настоящего Договора) "Покупатель" обязуется внести требования п.п. 5.3., 5.4., 5.5., 5.6., 5.7., 5.8. настоящего Договора в соответствующие правоустанавливающие документы, подтверждающие права собственности.

5.7. Оформлять в установленном порядке разрешение на возведение и снос постоянных и временных конструкций в выкупаемом Объекте.

5.8. Заключать договор с жилорганизацией на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг и оповещать в 10-дневный срок балансодержателя об оформлении договора купли-продажи.

5.9. "Покупатель" имеет право продавать, дарить, обменивать, сдавать в аренду, производить иные, не запрещенные законодательством сделки в отношении приватизированного Объекта - памятника истории и культуры, если указанные действия не нарушают настоящего Договора и Охранного обязательства собственника памятника истории и культуры.

5.10. Продает "Покупателю" в его собственность Объект без каких-либо изъятий.

5.11. Выдает "Покупателю" свидетельство к договору купли-продажи на Объект при выполнении "Покупателем" раздела 7 настоящего Договора.

5.12. Осуществляет контроль за соблюдением "Покупателем" обязательств по настоящему Договору совместно с ГУОП г. Москвы в соответствии с Приложением.

5.13. В случае продажи объекта нежилого фонда на вторичном рынке город в лице "Продавца" имеет преимущественное право его приобретения.

6. МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Право собственности на Объект переходит к "Покупателю" с момента государственной регистрации.

7. ПОРЯДОК И СРОКИ РАСЧЕТОВ

"Покупатель" в соответствии с Распоряжением Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы от 01.02.20__г. № 4444-р перечисляет в полном объеме сумму выкупа за приобретаемый в собственность в соответствии с п. 1.2. настоящего договора Объект (указанную в разделе 4 настоящего Договора). Назначение платежа - "Стоимость выкупаемого помещения". НДС не облагается. Днем оплаты считается день поступления указанной суммы на расчетные счета, указанные в Распоряжении.

8. ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТОРОН

8.1. В случае нарушения "Покупателем" сроков оплаты, предусмотренных разделом 7, "Покупатель" уплачивает "Продавцу" неустойку в размере 0,3% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки до дня фактической уплаты.

8.2. В случае нарушения "Покупателем" хотя бы одного из требований п.п. 5.1., 5.2., 5.3., 5.4., 5.5., 5.6., 5.7., 5.8. настоящего договора, договор подлежит расторжению в установленном законом порядке. В случае признания документов, которые послужили основанием для заключения настоящего договора действительными, договор признается недействительным.

В случае нарушения "Покупателем" п. 5.2. настоящего договора последний подлежит расторжению по инициативе ГУОП города Москвы.

8.3. При расторжении настоящего договора по вине "Покупателя", последний уплачивает "Продавцу" неустойку в размере 10 (десять) процентов от указанной в разделе 4 настоящего договора окончательной цены Объекта.

Неустойка выплачивается путем перечисления на расчетный счет "Продавца" перед подписанием соглашения о расторжении договора.

8.4. "Продавец" не несет перед "Покупателем" ответственности за убытки или издержки, которые могут возникнуть в результате использования "Покупателем" приобретенного у "Продавца" Объекта.

8.5. "Продавец" по представлению ГУОП города Москвы в установленном законом порядке расторгает настоящий Договор в случае неоднократного нарушения "Покупателем" условий данного обязательства собственника памятника истории и культуры. При этом Объект выставляется на конкурс или аукцион. При расторжении настоящего Договора купли-продажи в случае нарушения его условий стоимость неотделимых улучшений, произведенных без соответствующего разрешения ГУОП города Москвы, не компенсируется.

8.6. В случае расторжения договора "Покупатель" возвращает "Продавцу" имущество, указанное в п. 1.2. настоящего договора, а денежные средства, полученные в качестве оплаты за имущество, возвращаются "Покупателю" получателем платежей.

8.7. В случае, если "Продавец" не реализовал имущественное право приобретения Объекта на вторичном рынке по вине "Покупателя", вторичные и последующие сделки признаются недействительными.

8.8. "Покупатель" обязан письменно уведомлять "Продавца" об изменении своего адреса и других реквизитов в 30-дневный срок после регистрации данных изменений.

9. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. "Продавец" гарантирует, что Объект не находится в залоге, субаренде у третьих лиц и несет за это ответственность в соответствии с действующим законодательством.

9.2. В случае продажи, дарения, обмена и иного отчуждения Объекта "Покупатель" обязан предварительно известить об этом ГУОП города Москвы. При этом новый Собственник обязан оформить с ГУОП города Москвы на свое имя новое Охранное обязательство собственника памятника истории и культуры.

9.3. "Покупатель" обязуется допускать сотрудников ГУОП г. Москвы в здание-памятник не реже 1 раза в 6 (шесть) месяцев для осуществления инспекторских функций за техническим состоянием.

10. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Все споры между сторонами передаются на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

11.1. Настоящий Договор составлен в двух подлинных экземплярах, имеющих равную юридическою силу, по одному экземпляру для каждой из сторон. Копия Договора направляется СГУП по продаже государственного и муниципального имущества города Москвы в 10-дневный срок в ГУОП города Москвы.

11.2. Поправки, изменения и дополнения к настоящему Договору оформляются по соглашению сторон исключительно в письменной форме.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Выписка из технического паспорта на здание (строение) № дела 111/222 по состоянию на 01.02.20__г., экспликация ф. № 25 и поэтажный план выданные ТБТИ Центральное 01.02.20__г.

2. Охранное обязательство собственника памятника истории и культуры.

12. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

При приватизации объекта культурного наследия необходимо учитывать следующие моменты.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА» договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия в порядке приватизации, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а при отсутствии данного охранного обязательства — требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона.

В случае отсутствия в таком договоре предусмотренного указанным пунктом существенного условия сделка приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, является ничтожной.

Таким образом, при отсутствии охранных обязательств может быть получен отказ или приостановка по этим основаниям.

Кроме того, в соответствии со ст. 9 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ № 66 от 17.12.2008 г. «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ» (с изменениями и дополнениями) независимо от количества пользователей объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, приватизации подлежит объект нежилого фонда (здание, строение, сооружение) полностью как единый объект недвижимости. Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) по частям не допускается.

Требование части 4 настоящей статьи не распространяется на находящуюся в собственности города Москвы часть объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, если другая часть такого объекта на момент вступления в силу указанного Закона не является собственностью города Москвы.

То есть, если арендуется часть объекта культурного наследия, и в здании нет иных собственников, кроме г. Москвы, то приватизация такого помещения не допускается и арендатор получает отказ. Решение данного вопроса возможно только в судебном порядке.

Между организациями заключен договор купли-продажи здания – объекта культурного наследия РФ. В результате проведения камеральной проверки налоговый орган отказал покупателю в предоставлении налогового вычета по НДС, сославшись на то, что заключенный сторонами договор купли-продажи является незаключенным, поскольку не содержит такого существенного, по мнению налогового органа, условия договора, как указание на статус здания как объекта культурного наследия. Покупатель считает решение налогового органа неправомерным, поскольку в договоре содержится подробное описание объекта недвижимого имущества. Правомерно ли решение налогового органа и обоснованы ли доводы организации?

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога:

  • предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации;
  • уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
  • уплаченные при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.

Вычеты применяются в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Как следует из статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в соответствующих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Согласно статье 554 ГК РФ, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Считаю, что в рассматриваемом случае доводы покупателя являются обоснованными, законодательство не содержит требования указывать в договоре купли-продажи недвижимого имущества статус такого имущества. Данное условие не является существенным. А следовательно, выводы налогового органа о недействительности договора не состоятельны. Таким образом, решение налогового органа неправомерно. Указанные выводы аналогично отражены в

От имени которого действует Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, именуемый в дальнейшем «Продавец», (далее – Комитет) Гребневой Людмилы Викторовны, действующей на основании Положения о Комитете, утвержденного постановлением Администрации области, с одной стороны, и

___________________________________________ , ______________ года рождения, место рождения: ___________, проживает: _______________, паспорт (снилс): серия _________ № ______, выдан ___________ ________________, именуемый в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны, именуемые вместе «Стороны», в соответствии с Протоколом об итогах конкурса по продаже государственного имущества, находящегося в собственности Псковской области, от ______________ № ___________, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель обязуется принять на условиях, изложенных в настоящем договоре следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: Псковская область, в том числе:

Нежилое здание (руинированное) – объект культурного наследия «Мельница водяная » около 1913 г. площадью застройки 248,3 кв. м;

3.3. Оплата производится единовременно, в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи.

3.4. Государственная регистрация перехода права собственности на Имущество осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.

4. Ответственность по Договору

4.1. За неисполнение, а также за несвоевременное выполнение обязательств, установленных настоящим договором, в том числе обязательства по оплате стоимости Имущества, Покупатель уплачивает Продавцу штраф в размере 5 % (пяти процентов) стоимости продаваемого Имущества.

4.2. Выполнение пункта 4.1 настоящего договора не освобождает Покупателя от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации за неисполнение денежных обязательств .

5. Возникновение права собственности

5.1. Покупатель приобретает право собственности на Имущество с момента государственной регистрации перехода права собственности.

5.2. До подписания настоящего договора указанное Имущество никому не продано, не заложено, не обременено правами третьих лиц (в том числе публичным сервитутом), в споре и под арестом (запрещением) не состоит.

5.3. Передача Имущества осуществляется по акту приема передачи в течение 5 (пяти) рабочих дней после полной оплаты Имущества (Приложение к настоящему договору).

5.4. Покупатель владеет и пользуется приобретаемым Имуществом после подписания акта приемки-передачи.

6. Прочие условия

6.1. Все расходы по государственной регистрации по договору несет Покупатель.

6.2. Настоящий договор может быть расторгнут в установленном законодательством порядке.

6.3. Споры, возникающие в связи с исполнением настоящего договора, рассматриваются в Арбитражном суде Псковской области.

6.5. Настоящий договор составлен в трёх экземплярах, из которых по одному находятся у Продавца и Покупателя, один - в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.

7. Юридические адреса, реквизиты и подписи Сторон:

Приложение

к договору купли-продажи №___

от___________________________

Акт приема-передачи

Приложение

к договору купли-продажи №___

от___________________________

КОПИЯ

ОХРАННОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

СОБСТВЕННИКА ИЛИ ИНОГО ЗАКОННОГО ВЛАДЕЛЬЦА

объекта культурного наследия, включенного в единый

государственный реестр объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Мельница водяная, около 1913 г.

(указать наименование объекта культурного наследия в соответствии

регистрационный номер объекта культурного наследия

в едином государственном реестре объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

Раздел 1. Данные об объекте культурного наследия, включенном

в единый государственный реестр объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

(заполняются в случае, предусмотренном п. 5 ст. 47.6 Федерального закона от 01.01.2001 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации")

Отметка о наличии или отсутствии паспорта объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в отношении которого утверждено охранное обязательство (далее - объект культурного наследия):

2. Сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий.

В целях вовлечения в оборот объектов культурного наследия (далее также - ОКН) и их реставрации (восстановления) за счет внебюджетных средств в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) внесены изменения, согласно которым стало возможным осуществлять приватизацию ОКН на конкурсе и учитывать стоимость восстановления объекта при определении размера начальной цены торгов.

Сегодня отчуждение объектов культурного наследия в частную собственность (мы не рассматриваем альтернативный способ приватизации ОКН - внесение в уставный капитал) осуществляется через процедуры приватизации - продажа только на конкурсе.

Ранее при продаже на аукционе на покупателя ложилась ответственность за сохранение и восстановление объекта культурного наследия только в рамках охранного обязательства, за исполнением положений которого ответственными являлись органы охраны объектов культурного наследия.

В настоящее время продажа на конкурсе, по сути, устанавливает двойной контроль за исполнением покупателем обязательств по охране и восстановлению объектов культурного наследия:

1) со стороны продавца (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальные образования);

2) со стороны органов охраны объектов культурного наследия.

Также предусмотрена возможность расторжения договора купли-продажи объектов культурного наследия в случае неисполнения покупателем конкурсных условий.

Баланс интересов органов государственной власти и частных инвесторов нашел отражение в установлении минимальной цены отчуждения, равной 1 рублю в отношении объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. При этом в отношении указанных объектов дополнительно разрабатывается проектная документация по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия (стадия - эскизный проект реставрации), которая включается в состав конкурсной документации.

В целях обеспечения прозрачности и эффективности процедур приватизации ОКН с учетом изменений соответствующего законодательства в 2015 году Росимуществом совместно с Министерством культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) разработан и утвержден детальный пошаговый алгоритм приватизации ОКН - от момента подготовки предложений о включении ОКН в программу приватизации до момента выполнения победителем торгов работ по восстановлению ОКН, включая методы и механизмы постприватизационного контроля.

Также Росимуществом совместно с Минкультуры России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области охраны ОКН, проведена работа по определению состояния объектов культурного наследия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 646, в том числе в отношении ОКН, включенных в текущую программу приватизации федерального имущества.

В настоящее время в каждом регионе Российской Федерации результаты проведенной работы по классификации ОКН, находящихся как в неудовлетворительном, так и в удовлетворительном состоянии, дорабатываются на предмет возможности и целесообразности их приватизации.

Однако между нормами Закона N 178-ФЗ существуют противоречия, не позволяющие осуществлять приватизацию объектов культурного наследия, являющихся отдельно стоящими строениями.

Так, в соответствии со статьей 29 Закона N 178-ФЗ объекты культурного наследия могут приватизироваться в частную собственность посредством продажи исключительно на конкурсе.

В силу статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.

Согласно статье 20 Закона N 178-ФЗ на конкурсе могут продаваться только акции акционерного общества либо доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, либо объект культурного наследия.

Таким образом, в силу указанных норм Закона N 178-ФЗ приватизация объекта культурного наследия, являющегося отдельно стоящим зданием, невозможна, поскольку он может отчуждаться только посредством продажи на конкурсе и только вместе с занимаемым им земельным участком, который, в свою очередь, не может отчуждаться посредством продажи на конкурсе.

Для урегулирования указанных противоречий в Закон N 178-ФЗ необходимо внести изменения, согласно которым будет предусматриваться возможность продажи на конкурсе не только объекта культурного наследия, но и занимаемого им земельного участка.

Более того, во многих случаях объектом продажи может выступать расположенная на едином земельном участке группа объектов недвижимого имущества, часть из которых может относиться к объектам культурного наследия, а часть не может (например, усадьбы с расположенными на единых земельных участках объектами культурного наследия и хозяйственными или иными постройками, не являющимися объектами культурного наследия). При этом препятствия для приватизации ОКН, являющихся частью зданий (помещения в здании), отсутствуют, так как их приватизация происходит отдельно от земельных участков. Искусственное дробление в таких случаях единого земельного участка на группы земельных участков, занятых объектами культурного наследия и иными объектами, с последующей их приватизацией различными способами и на различных торгах лишена как здравого смысла, так и какой-либо экономической логики. В настоящее время соответствующий законопроект проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Необходимо отметить, что значительное количество ОКН в соответствии с законодательством не может быть приватизировано (особо ценные объекты культурного наследия, имущество религиозного назначения, памятники археологического наследия, воинские захоронения, могилы деятелей государства, науки, культуры и т.д.).

В отсутствие законодательных запретов, связанных со спецификой ОКН, приватизация многих из них не может быть проведена ввиду статуса их правообладателей либо нецелесообразна в силу имеющейся целевой функции (объекты обороны и безопасности, объекты, находящиеся в оперативном управлении и хозяйственном ведении федеральных органов исполнительной власти и соответствующих государственных учреждений (предприятий), объекты, используемые региональными и муниципальными социально значимыми учреждениями и социально ориентированными некоммерческими организациями, религиозными организациями).

В настоящее время в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 1111-р, включены 1 565 позиций имущества Федеральной казны, из которых только 62 являются объектами культурного наследия, но уже в ближайшее время количество включенных в программу приватизации ОКН значительно увеличится.

Благодарю коллег из Росимущества,
особенно Айману Николаевну Макарову,
за замечания и предложения,
позволившие улучшить материал статьи.

Литература

1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
2. Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии".
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 1111-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы".

Loading...Loading...