Пасхальная служба в день Воскресения Христова: главные правила поведения в церкви. Литургика

Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху

Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться.

В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием:

«Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи».

Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес.

Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6 гласа Воскресение Твое, Христе Спасе. В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е. молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие. На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея - всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения.

После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик - это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог…» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пением Христос воскресе, и все.

Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле - пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами.

На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение - певческое богослужение, и практически все должно петься. И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы. Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение «поскору» или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится «со сладкопением…» В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху.

Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно - 1 лик и 2 лик), а тропари - на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной.

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) - это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни - ипакои Пасхи, а по 6 - кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры.

Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи - 1 гласа, на Понедельник - 2 и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др.

В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование - христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения. Здесь Типикон указывает очень интересную форму поздравления, которая нам знакома, к сожалению, только по чину прощения в Прощеное воскресенье, когда выходят настоятель, иереи, диаконы, алтарники и встают перед амвоном сообразно своему чину, а все прихожане подходят к ним поочередно. В том же порядке, согласно Уставу, должно совершаться и пасхальное целование, каждый должен похристосоваться со всеми.

После целования читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением ослепительно радостных слов ап. Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55) и следует окончание пасхальной заутрени, после которой должен совершаться первый час.

Пасхальные часы представляют собой совершенно особый вид часов, и в строгом смысле слова вряд ли могут быть названы часами: вернее было бы их назвать «вместочасием», потому что одно и то же последование назначено на Светлой седмице для всех мелких служб. И полунощница, и повечерие, и все часы (первый, третий, шестой и девятый) имеют на Светлую седмицу один и тот же вид: это последование пасхальных песнопений (именно песнопений, а не чтений), которые помещены в Триоди Цветной под названием «О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы».

Поется Христос воскресе трижды, Воскресение Христово трижды, а затем ипакои, кондак и некоторые пасхальные тропари. Это последование должно быть пропето три раза: за первый, третий и шестой часы. Таким образом, пасхальные часы, во-первых, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица, а во-вторых, они ничем не отличаются друг от друга и совпадают с последованием пасхальных полунощницы и повечерия. В строгом смысле часами должны называться часы трипсалмные, а пасхальное последование - это вместочасие, если быть до конца точным.

После пасхальных часов начинается Божественная литургия. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста. Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды. Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон - это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи - Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках.

Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше…» и ирмоса 9 песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи.

Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят…» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так:

«Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите».

У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петь Христос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды - это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной. Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: «Христос воскресе!», на что все отвечают: «Воистину воскресе!». Таково окончание Божественной литургии на Пасху.

Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом. На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием. Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш…» О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий - пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Богослужения мирянским чином

Служба на Святую Пасху

Описание Пасхальной службы

Тропарь, глас 5-й
Х ристос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8-й
А ще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Светлое Христово Воскресение.
ПАСХА.

Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских.

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии – ирмоса 9-й песни канона – Плащаница вносится в алтарь. Отпуст полунощницы: Христос, Истинный Бог наш... В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры Воскресение Твое, Христе Спасе... совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей... и пением Христос воскресе со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.) При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Катавасия и каждение на каждой песни канона. По каждой песни – малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи Да воскреснет Бог... предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху (при чтении полное название Слова обязательно): Аще кто благочестив..., после чего поется тропарь св. Иоанну Златоусту: Уст твоих якоже светлость огня... На литургии антифоны Пасхи; входный стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Вместо Трисвятого – Елицы во Христа крестистеся... Вместо Достойно – Ангел вопияше... Светися... Причастен Тело Христово приимите... Вместо Благословен Грядый во имя Господне..., Тело Христово приимите... (во время причащения), Видехом Свет Истинный..., Да исполнятся уста наша..., Буди имя Господне и 33-го псалма поется Христос воскресе. (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпуст пасхальный: Христос, воскресый из мертвых... (на вечерне, утрене и литургии), царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы. Вечером совершается вечерня. Вход с Евангелием, великий прокимен и чтение Евангелия иереем в царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню и утреню в полном облачении.

В связи с Пасхой изменяется весь строй богослужений. Отменяются поклоны, в богослужении не используется чтение, но все поется, все службы совершаются в красном облачении. На Пасху иначе совершаются молебны и панихиды, а также отпевания. Даже умереть на Пасху считается признаком особой милости Божией.

Название праздника "Светлое Христово Воскресение" обозначает главное событие Евангелия – Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Второе и наиболее употребительное название – Пасха – имеет древнюю историю. Пасха – слово еврейское, переводится как переход. Церковь христианская, видя в пасхе еврейской прообраз своей, христианской Пасхи, то есть перехода от смерти к жизни и от земли к небесам, приняла от евреев и само название праздника.

Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. Апостолы заповедовали праздновать его всем верующим. В первые века христианства не везде праздновали Пасху в одно время. На I Вселенском соборе (325 г. по РХ) было принято правило упорядочить ее празднование. IV Вселенский собор определил прекращать пост и начинать празднование Христова Воскресения тотчас после полуночи.

1 Кор.5:
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

Богослужения предпасхального вечера, когда плащаница Спасителя еще стоит в храме, начинается по традиции чтением Деяний святых апостолов, это чтение может совершаться на русском языке.

В половине двенадцатого ночи начинается Пасхальная полунощница. Во время этой короткой службы священники уносят плащаницу в алтарь. К полуночи все в храме замирает. Ровно в полночь из алтаря доносится тихое пение священнослужителей, оно усиливается и становится полногласным при открытии Царских Врат. С этого момента Царские Врата не закрываются в течении всей Пасхальной недели. Духовенство выходит из алтаря для крестного хода в храм и затем на церковный двор с пением "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

С пением этой стихиры крестный ход обходит вокруг весь храм и останавливается у входа, где при закрытой двери (как у закрытого камнем гроба Господня) начинается Пасхальная утреня. Здесь впервые звучит тропарь праздника: "Х ристос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав" .

На первой пасхальной службе очень часто звучит радостный возглас священника: "Х ристос воскресе!" . При этом все должны отвечать: "В оистину воскресе!" и креститься.

Пасхальная утреня продолжается в храме при полном освещении. Все поется, читаются только Апостол и Евангелие. Сразу по окончании утрени начинается первая пасхальная литургия. Только после нее наступает разговение – пасхальный пир.

Перед литургией (Пасхальной обедницей) во время пения часов принято христосоваться, то есть троекратно целовать друг друга и дарить друг другу крашеные яйца. При этом произносят: "Х ристос воскресе!" и отвечают: "В оистину воскресе!" . Это радостное приветствие не смолкает 40 дней, пока празднуется Пасха.

Каждый день на Светлой, пасхальной, неделе после литургии утром совершается крестный ход вокруг храма.

Царские Врата закрываются только в субботу вечером, перед началом воскресной всенощной.

От Пасхи до Вознесения вместо молитвы "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины..." читается тропарь "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" и вместо молитвы "Достойно есть яко воистинну блажите тя Богородицу..." читаются припев и ирмос 9-й песни пасхального канона: "Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися Сионе! Ты же Чистая красуйся Богородице, о возстании Рождества Твоего."

Последование артоса, в день Святыя Пасхи:

По отпусте Божественныя Литургии, вземшу иерею образ Воскресения Христова, диакону же приимшу от инаго артос царскими враты, аще во олтаре будет. [В неких же обителех на аналогии, во храме на сие устроенном, купно со образом Воскресения Господня поставляется, и ко анафоре идуще целуют первее праздник, таже артос.]

И диакон вземлет его из места, с панагиаром, и в руках несет, предыдущей лампаде, или двема. Настоятель же и братия вся по чину своему исходят со артосом, [сиесть хлебом, просфорою всецелою на се со Крестом на ней изображенным уготованною] из церкве в трапезу, вместо псалма, Вознесу Тя Боже мой: Христос воскресе: поюще. Параекклисиарху же, и прочей братии во вся звоны ударяющим.

И вшедше в трапезу поставляют праздник и артос на местех их. И глаголет настоятель: Христос воскресе: трижды. И Отче наш: Слава и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Христе Боже, благослови ястие: И прочее. Мы же: Аминь. Седаем кийждо на месте своем, со всяким безмолвием и благоговеинством. И бывает утешение велие на вся. И чтение по обычаю. По обычной трапезе востающе братия, поставляют артос на трапезе, поюще: Христос воскресе: трижды. И Господи помилуй, трижды. Благослови. Таже келарь прием обычное прощение от настоятеля и братии: Благословите мя отцы святии, и простите мя грешнаго. Мы же речем: Бог да простит и благословит. Таже снем камилавхий, возгласит, вместо, Велико имя Святыя Троицы: Христос воскресе, единожды. Нам же отвещающим: Воистинну воскресе: Тойжде назнаменав крестообразно артосом, глаголет: Покланяемся Его тридневному воскресению: полагает и на панагиаре. Потом приносит келарь артос с панагиаром к настоятелю, и целует артос и вся по нем братия, поюще песнь 9-ю. Ирмос: Светися светися: И прочая, оба тропаря тоя песни. И паки ирмос: Светися, светися: По целовании же просфоры от всех, возвратився келарь, поставляет ю пред настоятелем, и речет стих: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. И мы: Аминь. И поем: Христос воскресе: трижды. Слава: ипакои глаголем: Предварившия утро: И ныне: кондак: Аще и во гроб: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Благословен Бог милуяй, и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Таже настоятель: Бог да простит и помилует послуживших нам. И абие исходит из трапезы в церковь, и братия вся по чину своему, предыдущу иерею со иконою Воскресения Христова, и диакону со артосом, и клириком поющим: Христос воскресе: Тогда параекклисиарх и прочая братия ударяют во вся звоны. Вшедшу же настоятелю и братии в церковь, иерей и диакон поставляют на своих им местех икону и артос: мы же поем: И нам дарова живот вечный: И идем в келлии своя.

Сице же возследуется целование о просфоре, яже есть артос, чрез всю седмицу святыя Светлыя Недели, даже до субботы.

Подобает ведати, яко аще случится брату коему отыти ко Господу в сию святую седмицу Пасхи: и о сем зри всего последования сих дней о усопших в Требнике.

Богослужение на Пасху начинается в субботу поздно вечером. Примерно в 11 часов вечера начинается служба субботней полунощницы, на которой священником в центре храма перед святой плащаницей. В конце чтения канона священник заносит святую плащаницу в алтарь, а сама полунощница вскоре заканчивается. Канон называется плачем Богородицы. В нем описываются переживания Божией Матери, видевшей распятие Своего Сына.


Непосредственно пасхальная служба начинается в 12 часов ночи с наступлением воскресенья. Совершается богослужение пасхальной заутрени, начинающееся ходом вокруг храма. Хор поет стихиру о воскресении Христа, возвещая людям о том, что это событие воспевают ангелы на небесах. Перед тем как зайти после крестного хода в храм, священник дает возглас, после которого начинается пение пасхального тропаря Христос Воскресе. С этим пением духовенство, хор проходят в храм, где продолжается пасхальная утреня, состоящая из пения определенного пасхального канона Иоанна Дамаскина, светильна Пасхи, стихир Пасхи. В конце утрени на аналое священник читает поздравительное слово на день святой Пасхи, написанное святителем Иоанном Златоустом. В проводится мысль о том, что в день святой Пасхи каждый человек должен насладиться торжеством православной веры.


После пасхальной утрени хор поет несколько пасхальных часов (краткое богослужение, состоящее из пения некоторых пасхальных молитвословий, прославляющих воскресение Христа).


По окончании часов совершается праздничная литургия Иоанна Златоуста. Особенностью этого богослужения можно назвать чтение евангелия на различных языках. В зависимости от филологических навыков священника или архиерея, евангелие может читаться на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и других языках.


Также, по окончании чтения евангелия, священнослужитель возвещает прихожанам поздравительные слова патриарха Московского и всея Руси, написанные на этот день. В конце литургии читается уже поздравительное слово от правящего архиерея епархии.


После окончания пасхальной литургии народ не расходится, так как совершается освящение пасхальной снеди (яиц, куличей, пасок). Читаются определенные молитвы священником на разрешение вкушать мясо, ведь православным христианам было запрещено вкушать продукты животного происхождения до пасхального дня, так как устав православной Церкви предписывает определенное воздержание Великим постом.


После освящения пасхальной снеди народ расходится по домам. Обычно всё пасхальное богослужение заканчивается к трем часам ночи, однако точное время окончания богослужения назвать невозможно. В каждом православном храме пасхальная служба совершается с различной скоростью. Необходимо только отметить, что характерными особенностями пасхального богослужения является торжественное пение, которое разносится под сводами храма в течение всей божественной службы.

Всенощная на Пасху — самое значительное богослужение в году. Обычно в эту ночь в церквях много людей, почти всегда тесно и душно. Это чисто внешние обстоятельства, конечно, внутренний смысл этого праздника настолько глубок, что перекрывает все эти «неудобства».

Источник: pixabay

По словам священников, Всенощная на Пасху — это наша добровольная жертва Богу. Она может быть радостной, но не может быть легкой. Отсюда вопрос: стоит ли брать с собой на Всенощную детей, как вести себя в церкви и некоторые другие вопросы.


Брать ли с собой ребенка на Всенощную на Пасху.
Идти ли в церковь с грудным малышом или ребенком — личное решение мамы. Церковных правил по этому поводу нет. Если вы уверены, что сможете с малышом на руках простоять всю ночь — воля ваша. Помните только, что суета во время Всенощной службы недопустима. Плач ребенка, его желание сходить в туалет, усталость — все это будет ведь не только вашим «достоянием», но и окружающих вас людей. Подумайте об этом.
Иное дело — если ваш ребенок «воцерковлен», то есть часто бывает с вами в церкви и вы можете рассчитывать поэтому на его стойкость. Берите его с собой, конечно — эти ночные часы дорогого стоят.

Источник: pixabay.com

Когда можно освятить пасхальную корзину. Практически все люди идут со своими пасхальными корзинами в церковь в ночь с субботы на воскресенье. И мало кто знает, что освятить пасхальную корзину можно уже в субботу, когда людей в церквях не так много. Полнота таинства при этом не теряется, но чисто житейских хлопот, суеты – меньше.

Если вы предпочитаете все-таки для освящения своей пасхальной корзины раннее утро воскресенья – ну что же, тогда ознакомьтесь с основными правила ми поведения в церкви. Они довольно строги и нарушать их – значит, проявлять неуважение к церкви и самому главному православному празднику — Воскресению Христову.

Все начинается с молитвы. Прийти в церковь на рассвете с корзиной, набитой едой и выпивкой и, расталкивая себе подобных, постараться занять место в толпе получше и быстренько уйти домой досматривать сны – что тут от светлого праздника Воскресения Христова? Зачем это? Всенощная служба в церкви в ночь на воскресение – поразительная по своей глубине, красоте и воздействию на человека. Такой радости, которая охватывает сердце в минуты, когда впервые в этом году звучит «Христос Воскрес», пожалуй, не способно больше дать ничто. Вот совсем – ничто…

Впрочем, каждый волен принимать решение о всенощной самостоятельно. Мы же дадим правила для тех, кто хочет побыть в эту ночь в церкви вместе со всеми верующими.

На всенощную службу нужно прийти примерно к 11 часам вечера. В 22.30 – вынос плащаницы, пение стихиры в алтаре, крестный ход вокруг храма. После возвращения людей в церковь священники ведут службу согласно канонам церкви.

Loading...Loading...