Уведомление о контролируемых сделках - образец заполнения. Оформляем уведомление о контролируемых сделках Уведомление о контролируемой сделке бланк

Форма и порядок заполнения уведомления приведены в приказе от 27.07.12 № ММВ-7-13/524@.

Кто должен отчитаться сделкам

Виды сделок, о которых необходимо сообщить в инспекцию, приведены в статье 105.14 НК РФ. Правда, иногда сделка может подпадать под указанные ниже критерии, но контролируемой не будет. Так, контролируемые сделки можно условно разделить на две группы.

Первая группа — сделки между взаимозависимыми лицами

В эту группу сделка попадет, если все стороны являются резидентами РФ и выполняется хотя бы одно из условий (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • Cумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ за календарный год превышает 1 млрд. руб.;
  • Один из применяет специальный режим налогообложения — ЕСХН или при этом в числе участников есть лицо, не применяющее указанные спецрежимы. А сумма доходов по сделке за календарный год превышает 100 млн. руб.;
  • Одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки признается добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по ставке, в процентах, а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.;
  • Одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика или применяет к налоговой базе по данному налогу нулевую ставку как участник проекта «Сколково» или регионального а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.;
  • Одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль (по сравнению с общей в соответствующем субъекте РФ), а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.;
  • Одна из сторон сделки является оператором нового морского месторождения или владельцем лицензии на пользование на таком месторождении и в целях налога на прибыль учитывает доходы (расходы) по этой сделке в соответствии со статьей 275.2 НК РФ, а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.

Вторая группа - сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами.

О совершении таких сделок нужно сообщить в случае привлечения сторонних невзаимозависимых посредников Такие посредники должны фактически выполнять единственную функцию в сделке — организацию реализации товаров (работ, услуг) от одного взаимозависимого лица к другому. Посредник не принимает на себя никаких рисков. Данные сделки признаются контролируемыми без ограничений в отношении суммы доходов (письма от 14.11.12 № 03-01-18/9-169 и от 29.08.12 № 03-01-18/6-115).

Кроме того, контролируются сделки в области внешней торговли товарами, входящими в состав определенных товарных групп (нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). А доход по такой сделке с одним контрагентом за прошедший год должен превысить 60 млн. руб.

Еще один пример контролируемой сделки между невзаимозависимыми по бизнесу, когда контрагентом выступает лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в перечень, утвержденный приказом Минфина России от 13.11.07 №108н. В этом случае сумма доходов по сделке за календарный год должна составить более 60 млн. руб. Причем контролируемыми будут сделки не только с нерезидентом, но и с его постоянным в РФ (письма Минфина России от 17.01.13 № 03-01-18/1-4, от 17.01.13 № 03-01-18/1-8 и от 29.12.12 №03-01-18/10-202).

Уведомление о контролируемых сделках: как заполнить

Уведомление состоит из четырех разделов.

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» . Его заполняют отдельно по каждой сделке или группе однородных сделок. В разделе 1А указывают общие сведения о сделке, а также сумму доходов и стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) по контролируемой сделке (группе однородных сделок). При этом показатели доходов и расходов организация определяет по правилам бухгалтерского учета (п. 2 письма ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@).

Количество заполненных разделов 1А должно соответствовать количеству контролируемых сделок. Если в 2014 году компания осуществила несколько таких сделок, раздел 1А нужно заполнить по каждой такой сделке по конкретному товару (работам, услугам).

Кроме того, раздел 1А можно заполнять по группе сделок, признаваемых однородными (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Если сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу, необходимо заполнить один лист раздела 1А с соответствующим кодом в поле 200 «Группа однородных сделок».

Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» . Этот раздел заполняют в дополнение к каждому разделу 1А. В нем об отгрузках товаров, выполненных работах, оказанных услугах. Для каждой операции отражают наименование предмета сделки, номер договора, его дату, место совершения сделки (для товара — место его отправки), количество, цену за единицу (без учета НДС, пошлин и сборов), общую сумму сделки и дату ее совершения. Такую дату определяют по дате признания доходов в бухгалтерском учете (письмо ФНС России от 16.05.14 № ОА-4-13/9463).

Количество листов раздела 1Б должно соответствовать количеству операций с каждым товаром (работой, услугой) или числу операций с товаром, включенным в группу. Суммировать количество выполненных работ и оказанных услуг в рамках одной контролируемой сделки в разделе 1Б нельзя.

Раздел 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)» и Раздел 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)» . Эти разделы заполняют отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями и независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок. Если компания не совершала контролируемых сделок с указанными в разделах контрагентами, она не включает такие разделы в уведомление.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ в НК РФ внесены изменения, часть из которых уже действует с 1 января 2012 года, часть вступит в силу с начала 2014 года. В числе прочих изменений, в НК РФ добавлен Раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», который вводит определение контролируемых сделок и устанавливает, в частности, порядок уведомления налоговых органов о таких сделках и порядок их налогообложения. О том, как при помощи программы «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» подготовить Уведомление о контролируемых сделках, рассказывает А.В. Ярвельян (ООО «СиДата», Санкт-Петербург).

Уведомление о контролируемых сделках: подготовка в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»

Положения законодательства

Статья 105.14 относит к контролируемым следующие сделки:

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, в том числе и с участием не взаимозависимых посредников (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ .

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает предельную сумму. Начиная с 2014 года такой предел устанавливается равным 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). До 2014 года действуют правила переходного периода, для которого пунктом 3 статьи 4 Закона № 227-ФЗ установлены следующие значения пределов: в 2012 году - 3 млрд руб., в 2013 году - 2 млрд руб.;
  • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах, при этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, при добыче которого применяется ставка, установленная в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль, либо применяет налоговую ставку 0 % в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ . Одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Положения подпункта 5 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ применяются с 1 января 2014 года (п. 4 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.

Следует отметить, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми по общему правилу пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ , независимо от того, какие товары являются их предметом (см. письмо Минфина России от 24.04.2012 № 03-01-18/3-57).

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорных зонах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

В общем случае сумма доходов по перечисленным в пунктах 2 и 3 сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (подп. 3 , 7 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

Обязанностью налогоплательщиков, кроме уплаты налогов и авансовых платежей, является уведомление налоговых органов обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п.п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ).

Минфин России в пункте 1 письма от 06.09.2012 № 03-01-18/7-127 разъяснил, что по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами - участниками сделки.

Уведомление о контролируемых сделках нужно представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Форма уведомления утверждена Приложением № 1 к приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ . Она, в частности, предусматривает указание следующей информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): отчетный календарный год; предметы сделок; сведения об участниках сделок; суммы полученных доходов и произведенных расходов.

В Приложении № 3 к указанному приказу установлен порядок заполнения данного уведомления.

Подготовка и представление документации о контролируемых сделках

По требованию ФНС России налогоплательщик обязан представить документацию о совершенных контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.15 НК РФ). Ведомство вправе ее истребовать не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором такие сделки были совершены (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Подготовка уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»

В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» реализован механизм, позволяющий зарегистрировать необходимые дополнительные данные для каждой сделки, попадающей под определение контролируемой, сформировать и проанализировать сводную информацию и на выходе получить уведомление о контролируемых сделках, готовое для передачи в ИФНС.

Для того чтобы отразить в программе наличие контролируемых сделок в отчетном периоде не нужно «поднимать» первичные документы и что-то в них изменять. Все дополнительные данные, предназначенные только для определения и анализа контролируемых сделок, вводятся в специализированные справочники и регистры программы, не затрагивая основной регламентированный учет.

Эту информацию можно вводить в программу как в течение года, так и непосредственно перед формированием уведомления.

Раздел программы, содержащий инструменты работы с данными о контролируемых сделках, можно открыть через пункт главного меню Отчеты-> Контролируемые сделки .

Все управление дополнительными данными о контролируемых сделках может осуществляться из специальной формы Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках (далее - Помощник ), который обеспечивает удобную визуализацию всех этапов работы с данными для формирования итогового отчета (рис. 1).

Рис. 1

Работу по подготовке уведомления о контролируемых сделках можно разделить на три этапа:

  • подготовка списка контролируемых сделок;
  • проверка и корректировка данных для подготовки уведомления;
  • подготовка уведомления.

В форме Помощника элементы управления сгруппированы в соответствии с перечисленными этапами.

Уведомление формируется от имени каждого юридического лица отдельно, поэтому в форме Помощника в первую очередь указывается организация, от имени которой формируется уведомление.

Подготовка списка контролируемых сделок

К числу контролируемых сделок, как уже рассказывалось выше, могут относиться сделки с взаимозависимыми лицами, с контрагентами, зарегистрированными в офшорах и внешнеэкономические сделки с товарами мировой биржевой торговли.

Для того чтобы выделить из всего объема хозяйственных операций предприятия сделки, которые могут подлежать контролю, в программу необходимо внести информацию о том, кто из контрагентов является для указанной организации взаимозависимым лицом, кто зарегистрирован за рубежом, а также перечислить товары мировой биржевой торговли.

Для хранения списка взаимозависимых лиц предназначен одноименный регистр сведений, который можно открыть либо из Помощника , либо из соответствующего пункта подменю Контролируемые сделки (рис. 2).

Рис. 2

Для того чтобы классифицировать тип контролируемой сделки, нужно уточнить, является ли взаимозависимое лицо плательщиком одного из указанных в статье 105.14 НК РФ налогов и зарегистрирован ли он в особой экономической зоне.

Тип взаимозависимости может быть выбран из следующих вариантов:

- Не взаимозависимы;
- Взаимозависимы по Кодексу (п.2 ст.105.1 НК РФ);
- Самостоятельное признание взаимозависимости (п. 6 ст. 105.1 НК РФ);
- Взаимозависимы по решению суда (п. 7 ст. 105.1 НК РФ);
- Не взаимозависимый посредник (п. 1.1 ст. 105.14 НК РФ).

Взаимозависимость с контрагентом устанавливается на определенный период времени, то есть программа позволяет указать, что, например, ООО «Лютик» было взаимозависимо с организацией ООО «Веселый ветер» в 2012 году, а с середины 2013 года таковым уже не будет. Для этого нужно создать две записи регистра Взаимозависимые лица для контрагента ООО «Лютик», в одной из которых указать дату применения - 01.01.2012 и нужный тип взаимозависимости, а в другой - 01.07.2013 и тип взаимозависимости - Не взаимозависимы .

Для каждого взаимозависимого лица необходимо указать страну регистрации и, если он зарегистрирован за рубежом, указать дополнительные сведения о регистрации налогоплательщика: Регистрационный номер в стране регистрации, Код налогоплательщика в стране регистрации , и если необходимо, следует взвести флаг Зарегистрирован в стране с льготным налогообложением . Страну регистрации отечественных организаций указывать также обязательно, для этого из справочника Классификатор стран мира нужно выбрать предопреленный элемент «РОССИЯ».

Поскольку контролируемыми являются не только сделки между не взаимозависимыми лицами, но и сделки, один из участников которых зарегистрирован в офшорной зоне, такую информацию тоже нужно отразить в программе. Кроме того, в программе обязательно нужно отметить контрагентов-иностранцев, предметами сделок с которыми являются товары, перечисленные в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ .

Для всех вышеперечисленных целей служит регистр сведений . Запись в него можно добавить либо вручную, из карточки взаимозависимого лица с помощью гиперссылки, либо с использованием специализированной функции подбора, реализованной в Помощнике .

Если в форме Помощника перейти по гиперссылке Контрагенты, зарегистрированные за пределами РФ , то откроется список регистра Участники контролируемых сделок , с отбором по стране регистрации, отличной от РФ (рис. 3). Этот список может быть автоматически дополнен контрагентами, с которыми в течение отчетного года были сделки в валюте. Для этого нужно нажать на кнопку Подобрать по данным отчетного года . В открывшейся форме будет отображен список контрагентов, для которых в программе зарегистрированы договоры в валюте, отличной от валюты регламентированного учета, без признака Расчеты в условных единицах , при условии, что в течение отчетного года в бухгалтерском учете была хоть одна проводка с этим договором в качестве аналитики. Для добавления контрагента в список участников контролируемых сделок его нужно отметить и указать для него страну регистрации.

Рис. 3

Затем все отмеченные контрагенты по кнопке Перенести в список становятся Участниками контролируемых сделок .

Для того, чтобы во всем объеме хозяйственных операций, зарегистрированных в программе за отчетный год, выявить внешнеэкономические сделки с товарами, перечисленными в пункте 5 статьи 105.14, программе нужно эти товары явно указать. Список таких товаров хранится в регистре сведений , его можно открыть, перейдя по гиперссылке Товары мировой биржевой торговли , на форме Помощника . В список можно добавить любой элемент справочника Номенклатура .

На этом этап ввода информации, позволяющей из всех документов за отчетный год выделить сделки, которые удовлетворяют условиям, определенным статьи 105.14 НК РФ , то есть подпадают под определение контролируемых, закончен. Сформировать список контролируемых сделок и зафиксировать его в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» можно, используя кнопку Сформировать список на форме Помощника .

Сделкой программа считает строку первичного документа. Для сделок в валюте суммы будут пересчитаны по правилам бухгалтерского учета. На данном этапе сбора информации отбираются сделки без отбора по предельным суммам.

Просмотреть список сделок можно, сформировав отчет по гиперссылке Контролируемые сделки . Для удобства анализа данных в отчете можно настраивать группировки, отборы, выводить дополнительные поля и т. д.

Проверка, дополнение и корректировка данных для подготовки уведомления

Следующим этапом подготовки уведомления будет проверка, дополнение и корректировка данных о контрагентах, договорах, предметах сделок. Для этого предназначен второй раздел Помощника - Проверка данных для подготовки уведомления о контролируемых сделках (см. рис. 1).

Для того чтобы корректно классифицировать выбранные контролируемые сделки, необходимо указать те характеристики собственной организации, которые невозможно определить, исходя из заданных для целей регламентированного учета параметров Учетной политики организации . По гиперссылке Сведения об организации во втором разделе Помощника можно открыть регистр сведений Сведения об организации (для контролируемых сделок) и, если нужно, добавить или изменить данные.

Для подготовки уведомления необходима дополнительная информация о том, является ли организация плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах, и зарегистрирована ли она в особой экономической зоне.

  • сведения о взаимозависимых лицах, которые были участниками сделок в текущем отчетном году;
  • сведения об участниках контролируемых сделок и договорах с ними;
  • сведения о предметах контролируемых сделок.

Для проверки каждого вида информации предназначены специализированные отчеты, которые сигнализируют о том, что не заполнены обязательные данные.

Двойной клик мышки на соответствующей ячейке открывает форму для ввода нужной информации.

Отчет Сведения о предметах контролируемых сделок отображает информацию обо всех товарах, услугах, оборудовании, объектах строительства, объектах НМА или расходах на НИОКР, которые были предметами контролируемых сделок за отчетный период. Для каждого предмета сделки, который может быть элементом справочника Номенклатура, Основные средства, Объекты строительства, НМА и расходы на НИОКР , должна быть введена запись в регистр сведений Предметы контролируемых сделок и заполнены дополнительные сведения:

- Облагается НДПИ по процентной ставке;
- Код по ТНВЭД;
- Код по ОКП;
- Код по ОКВЭД.

Отчет Сведения о взаимозависимых лицах отражает информацию об участниках контролируемых сделок, которые являются взаимозависимыми лицами по отношению к организации, от имени которой формируется уведомление.

Для каждого такого контрагента проверяется заполнение реквизитов справочника Взаимозависимые лица и Участники контролируемой сделки .

Отчет Сведения о контрагентах контролируемых сделок отражает информацию обо всех участниках контролируемых сделок и договорах, в рамках которых эти сделки проводились (рис. 4).

Рис. 4

Для каждого договора контролируемой сделки необходимо указать дополнительные характеристики. Эти данные нужны только для уведомления, поэтому они хранятся не в знакомом пользователям справочнике Договоры контрагентов , а в специальном регистре сведений Договоры участников контролируемых сделок .

Для каждого договора нужно задать Код наименования сделки и Код условий поставки . Значения этих реквизитов выбираются из списков, соответствующих Приложению № 1 к Порядку заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденному приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ .

Также для договора указывается способ определения цены сделки.

В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» организован справочник Способы определения цен контролируемых сделок , каждый элемент которого отражает набор информации, необходимый для заполнения пп. 3-6 раздела II Раздела 1А Уведомления . В том случае, если в сделке не применяются регулируемые цены (ст. 105.4 НК РФ), для нее должен быть заполнен только пункт 3 указанного раздела, для этого в указанном в договоре способе определения цены должен быть снят флаг Цена является регулируемой (см. рис. 5).

Рис. 5

Если же применяются регулируемые цены, то способ определения цены, указанный в дополнительных данных договора, должен содержать информацию о коде определения цены сделки в соответствии со статьей 105.3 НК РФ . Прочая информация, такая как код метода ценообразования и источники информации, используемые налогоплательщиком, является справочной и не обязательна для заполнения.

Подготовка уведомления

После того, как все дополнительные сведения о сделках заполнены, можно приступать к формированию уведомления (раздел 3 Помощника - см. рис. 1).

Включению в уведомление подлежит только та часть из всех выбранных на предыдущих этапах контролируемых сделок, по которым сумма доходов превышает установленные статьей 105.14 НК РФ границы.

В программе информация о границах включения сделок в уведомление на каждый отчетный год хранится в регистре сведений Границы контролируемости сделок .

Форму для просмотра границ, действующих на отчетный год, за который формируется уведомление, можно открыть из Помощника , нажав на гиперссылку Границы включения сделок в уведомление в третьем разделе (рис. 6).

Рис. 6

Для проверки перечня сделок, которые попадут в Уведомление в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» предназначен отчет Контролируемые сделки для включения в уведомление. Информация в данный отчет выводится в разрезе контрагентов, договоров и предметов сделок, сгруппированная по виду контролируемых сделок:

  • Сделки с независимыми лицами, зарегистрированными в офшорах;
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • Сделки с взаимозависимыми лицами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации;
  • Сделки с взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ.

На основании подготовленных таким образом данных можно сформировать . Согласно приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ , Уведомление состоит из титульного листа и, для каждой сделки, комплекта листов (раздел 1А, 1Б, 2 и/или 3).

В терминах «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» каждый комплект документов о контролируемой сделке - это документ Лист 1А уведомления (далее - Лист 1А ), содержащий все сведения о сделке для заполнения соответствующих разделов Уведомления . Для каждой сделки (совокупности сделок с участием одних и тех же сторон и одного и того же предмета сделки) должен быть отдельный Лист 1А , при этом понятие «сделка» интерпретируется. Все Листы 1А , входящие в одно уведомение, объединяются документом Уведомление о контролируемых сделках .

Автоматически создать и заполнить Уведомление и все входящие в него Листы 1А можно из формы Помощника , нажав на кнопку Заполнить уведомление . Открыть для просмотра и редактирования созданые Листы 1А можно, нажав на гиперссылку Уведомление о контролируемых сделках . Сформировать Листы 1А можно и непосредственно из формы документа Уведомление о контролируемых сделках , если подготовка данных проводится без применения Помощника . Список Уведомлений можно открыть из подменю Контролируемые сделки-> Уведомление о контролируемых сделках (рис. 7).

Рис. 7

При повторном автоматическом формировании Листов 1А все ранее сформированные документы за тот же отчетный год, не попавшие в созданное уведомление, помечаются на удаление. Лист 1А автоматически заполняется данными о сделке, введенными в описанном выше процессе подготовки Уведомления (рис. 8).

Рис. 8

Каждый Лист 1А содержит один предмет сделки, параметры которого могут быть отредактированы.

На закладке Сделки собирается информация о сделке или группе однородных сделок, включаемых в один Лист 1А (рис. 9). Параметры сделки можно дополнить, для этого предназначена специализированная форма.

Рис. 9

Уведомление может быть передано в ИФНС на бумажном и электронном носителе. Для формирования отчета в бумажном виде предусмотрена кнопка Печать как в Помощнике , так и в документе Уведомление . Также распечатать можно отдельно каждый комплект документов о сделке - из Листа 1А .

Файл для передачи в налоговую формируется в соотвествии с утвержденным форматом. Он может быть создан из Помощника , нажатием кнопки Выгрузить уведомление в электронном виде или из документа Уведомление , нажатием кнопки Выгрузить в XML .

Заполнение корректировочного уведомления

В случае обнаружения ошибок в переданном в ИФНС уведомлении, организация вправе подать корректировочное уведомление. Его также можно автоматически создать из программы, используя Помощник .

Принцип работы остается таким же, как и при формировании первичного уведомления.

Для каждой корректировки (а их может быть несколько) создается свой набор документов Уведомление и комплект Листов 1А , который сохраняется в информационной базе, может быть распечатан или выгружен в электронном виде.

Особенности подготовки Уведомления

Следует отметить, что все объекты и механизмы «1С:Бухгалтерия 8 КОРП», используемые для подготовки Уведомления , реализованы отдельно от основного функционала. Это позволяет вводить и редактировать данные, нужные только для заполнения уведомления, независимо от основных бухгалтерских операций и не изменять привычный бухгалтеру интерфейс программы.

" № 2/2016

Статья 129.4 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Данная норма введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Ответы на некоторые из них можно найти в правоприменительной практике.

В январе 2016 года Арбитражный суд Московского округа (МО) рассмотрел спор, имеющий важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ, которая введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Напомним, данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа (5 000 руб.) за два вида деяний: непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Учитывая, что 20 мая 2016 года (дата, до которой налогоплательщикам предписано уведомить налоговые органы о совершенных в 2015 году контролируемых сделках) не за горами, полагаем, выводы, сделанные арбитрами МО касательно применения упомянутой нормы, будут интересны многим читателям.

Порядок уведомления о контролируемых сделках

Контролируемые сделки можно условно разделить на две группы: сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). В некоторых случаях сделки, соответствующие критериям, на основании которых они признаются контролируемыми, не будут относиться к таковым.

Например, сделки между взаимозависимыми лицами – сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату ЕСХН, не могут быть квалифицированы в качестве контролируемых на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (что, впрочем, не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей).

Налогоплательщики, совершающие в календарном году , обязаны уведомить об этом налоговый орган. Сведения о контролируемых сделках указываются налогоплательщиком в специальном уведомлении. Оно подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики подают уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве таковых.

Обозначенное уведомление может представляться в налоговый орган (п. 2 ст. 105.16 НК РФ):

  • по утвержденной форме на бумажном носителе;
  • по установленным форматам в электронном виде.

Форма и порядок заполнения уведомления утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Уведомление о контролируемых сделках должны подавать все стороны сделки.

Если уведомление не подать в законодательно закрепленный срок, то в отношении налогоплательщика может быть применена санкция, предусмотренная ст. 129.4 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб. Добавим, сумма данного штрафа не зависит от числа контролируемых сделок, указанных в уведомлении.

Такой же штраф ожидает налогоплательщика, если он своевременно подаст уведомление, но отразит в нем неполные или недостоверные сведения о контролируемых сделках.

Вместе с тем налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно совершить работу над ошибками. Так, если он обнаружит в первоначальном уведомлении о контролируемой сделке неполноту сведений, неточности либо ошибки, он вправе направить новое (уточненное) уведомление (абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При этом абз. 5 названного пункта гласит: подача уточненного уведомления до момента , когда налогоплательщик узнал, что налоговым органом установлен факт отражения в уведомлении недостоверных сведений, освобождает его от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

Размышления на тему

На первый взгляд, в формулировке абз. 5 ст. 129.4 НК РФ нет ничего необычного. Это стандартное условие, устанавливающее определенные преференции для налогоплательщика, выявившего и исправившего ошибки (на этот раз при заполнении уведомления о контролируемых сделках) без какого-либо внешнего влияния со стороны контролирующего органа. Между тем данное впечатление обманчиво.

Так, в названной норме не уточнено, что следует считать моментом , когда налогоплательщик узнает об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений.

Здесь уместно напомнить, что производство по делу о преду­смотренных Налоговым кодексом правонарушениях (в том числе по ст. 129.4) должно осуществляться по правилам ст. 101.4 НК РФ. А пунктом 1 названной статьи закреплено, что в случае обнаружения налогового правонарушения (кроме тех, которые рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ) должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт , который затем вручается (или направляется) налогоплательщику. Логично предположить, что если налогоплательщик направляет уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения названного акта , то он вправе рассчитывать на освобождение от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

Возникает и второй вопрос: какой именно налоговый орган наделен полномочиями по выявлению недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках и, соответственно, привлечению налогоплательщика к ответственности по обозначенной статье – по месту нахождения налогоплательщика или ФНС?

Поводом для подобных сомнений стали следующие обстоятельства.

Изначально уведомление о контролируемой сделке подается в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). А затем в течение 10 дней оно направляется в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть в ФНС (п. 5 ст. 105.16 НК РФ), поскольку именно последняя наделена полномочиями по проверке полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом в п. 6 ст. 105.16 НК РФ указано: если территориальный налоговый орган при проведении налоговой проверки или иных мероприятий налогового мониторинга обнаружит факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были отражены в уведомлении, то он обязан сообщить об этом в ФНС и направить не позднее 10 дней с даты извещения ФНС соответствующее уведомление налогоплательщику.

Между тем способы, которыми налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о направлении извещения и соответствующих сведений в главное налоговое ведомство, ни данная статья, ни какая другая не определяет. Не уточнена также и форма документа, посредством которого инспекторам надлежит уведомить налогоплательщика. А на то, что подобное уведомление должно осуществляться в письменном виде, указывает фраза о его направлении.

Как видим, ст. 129.4 НК РФ вызывает немало вопросов. Официальные разъяснения о порядке ее применения отсутствуют. В связи с этим выводы, сделанные арбитрами АС МО в Постановлении от 26.01.2016 № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015, представляют интерес, так как в нем даны ответы на вопросы, обозначенные выше.

На примере конкретной ситуации

Представим кратко обстоятельства, которые стали поводом для судебного разбирательства.

Уведомление о совершенных контролируемых сделках за 2012 год общество представило в инспекцию по месту учета 08.11.2013 (по сроку – до 20.11.2013).

Инспекция, проверив его, обнаружила, что в него не включен ряд сделок с иностранными компаниями, обладающих признаками контролируемой сделки, установленными в ст. 105.14 НК РФ. В связи с чем налогоплательщику было направлено сообщение от 12.05.2014 о несоответствиях (недостоверных сведениях) в уведомлении (то есть о возможном нарушении ст. 105.16 НК РФ). Инспекторы потребовали представить в течение пяти дней пояснения или уточненное уведомление .

16.06.2014 налогоплательщик направил в инспекцию письмо, в котором сообщил об отказе подать уточненное уведомление (с указанием причин).

19.08.2014 инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

При этом до составления акта налогоплательщик 08.08.2014 все-таки представил уточненное уведомление, включив в него сделки, перечисленные в сообщении от 12.05.2014.

По результатам мероприятий налогового контроля инспекция привлекла (решение от 06.10.2014) общество к ответственности по ст. 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2 500 руб., уменьшив предусмотренный данной нормой штраф в два раза, применив смягчающие обстоятельства на основании ст. 112, 114 НК РФ.

Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, сначала обжаловал данное решение в ФНС (оно оставлено в силе), а затем обратился в суд.

Оспаривая решение территориальных налоговиков, общество привело следующие доводы:

1. У инспекции не было оснований для привлечения его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ ввиду отсутствия события правонарушения, поскольку на дату составления акта уже было представлено уточненное уведомление, которым все перечисленные в акте несоответствия (недостоверные сведения) были исправлены (что совпадает с предположением, высказанным автором ранее).

2. Территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика не наделен полномочиями на проведение проверки по вопросу своевременного представления уведомления и достоверности отраженных в нем сведений. Такими полномочиями в силу ст. 105.17 НК РФ наделена ФНС.

Суды (все три инстанции), отклонив оба довода налогоплательщика, признали правомерными действия территориального налогового органа. Какие аргументы они привели при этом?

Позиция арбитров

О моменте обнаружения недостоверных сведений

Почему моментом установления налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении нельзя считать дату вручения акта (в данной ситуации – 19.08.2014)?

Положения ст. 101.4 НК РФ разграничивают понятия «момент обнаружения момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Указанная статья предусматривает, что в течение определенного времени со дня выявления нарушения составляется соответствующий акт. Словом, момент его составления может быть значительно позднее даты обнаружения налоговым органом самого нарушения.

Применительно к рассматриваемому спору подтверждением того, что налоговый орган установил факт отражения недостоверных сведений и налогоплательщик узнал об этом, могут являться в том числе:

  • письмо налогоплательщику о выявленных недостоверных сведениях (ошибках) в уведомлении с предложением о представлении уточненного уведомления;
  • письменные пояснения налогоплательщика, полученные налоговым органом в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
  • письмо налогоплательщику с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Поэтому моментом , когда общество узнало об установлении налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении, является дата получения (17.05.2014) направленного налоговым органом в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ сообщения от 12.05.2014, а не дата составления акта от 19.08.2014.

В связи с тем, что уточненное уведомление общество представило позднее момента получения указанного сообщения налогового органа, основания для освобождения его от ответственности по ст. 129.4 НК РФ отсутствуют.

При этом арбитры подчеркнули: сам факт совершения налогоплательщиком правонарушения и процедура привлечения его к ответственности за это правонарушение никак не связаны с преду­смотренным п. 6 ст. 105.16 НК РФ порядком извещения налоговым органом ФНС о выявленных контролируемых сделках и информированием соответствующего налогоплательщика о направлении извещения в ФНС.

О полномочиях территориальных налоговиков

Почему арбитры сочли, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления им уведомления и отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных сведений?

В соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), по месту его нахождения.

Основаниями для проверки ФНС служат (абз. 2 п. 1 названной статьи):

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС повторной выездной проверки.

В ходе проверок ФНС вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст. 95 – 97 НК РФ. Следовательно, главная налоговая служба в рамках разд. VI ч. I НК РФ осуществляет налогоплательщиков на предмет соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночному уровню цен на основании представленных в территориальные налоговые органы по месту учета уведомлений о контролируемых сделках.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не отражены в уведомлении, то он самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

При подаче уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

В силу ст. 105.16 НК РФ первичное и уточненное уведомления представляются именно в территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

С учетом приведенных норм в совокупности судьи пришли к выводу, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности подачи налогоплательщиком уведомления, отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных в этом уведомлении сведений.

При этом территориальный налоговый орган в рамках рассмотрения, анализа и проверки уведомления не проводит налоговый контроль в сфере правильности применения цен с использованием методов, перечисленных в гл. 14.3 ч. I НК РФ, осуществление которого находится в компетенции исключительно ФНС.

Подведем итоги. Арбитры АС МО считают (Постановление № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015):

  • инспекция по месту нахождения налогоплательщика вправе привлечь его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения о таких сделках;
  • следует различать понятия «момент обнаружения налоговым органом фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах» и «момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах»;
  • моментом обнаружения недостоверных сведений в уведомлении является дата получения налогоплательщиком письма с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ (например, о подаче уточненного уведомления), а не дата составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

Итак, первые шаги на пути формирования правоприменительной практики в отношении ст. 129.4 НК РФ сделаны. Согласятся ли в дальнейшем арбитры кассационных инстанций других округов с выводами судей МО, покажет время. За неимением ничего другого (пока!), полагаем, имеет смысл прислушаться к ним.

Необходимо ли включать в уведомление о контролируемых сделках информацию о договоре займа между взаимозависимыми сторонами и начисленных, но не уплаченных по нему процентах, если начисленные проценты не включались в расходы при расчете налога на прибыль в налоговом периоде?

Если ваша сделка подпадает под критерии контролируемой, то следует подать уведомление с отражением начисленной суммы процентов по займу.

Несвоевременное представление уведомлений о контролируемых сделках, а также наличие в представленных уведомлениях недостоверных сведений влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.

Обоснование

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как оформить и подать в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках

Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Сведения можно представить в налоговую инспекцию, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Если после подачи уведомления в нем были обнаружены ошибки, организация вправе направить в налоговую службу уточненное уведомление. Если размер электронного файла получился слишком большим (больше 256 мегабайт), воспользуйтесь бесплатной программой для деления файлов на несколько частей. Программа размещена в открытом доступе на сайте ФГУП ГНИВЦ . Такие указания содержатся в письме ФНС России от 29 октября 2013 г. № ОА-4-13/19348 .

Как заполнить уведомление

Разъяснения по заполнению отдельных реквизитов уведомления приведены в письмах ФНС России от 6 июня 2014 г. № ЕД-3-13/1940 , от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463 , от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583 , от 18 апреля 2014 г. № ОА-4-13/7549 , от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652 , от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513 , от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860 и от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182 .

В частности, если в первичном документе указано дробное значение показателя «Код единицы измерения по ОКЕИ» , округлите его до целого значения по правилам арифметики. Если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ , используйте единицы измерения, содержащиеся в этом классификаторе, которые позволят более точно отразить количественную характеристику предмета сделки (например, вместо единицы измерения «100 тонно-километров» нужно использовать единицу «тысяча тонно-километров» – код 450 по ОКЕИ). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860 .

Если же уведомление заполняется на основании договоров об оказании услуг, то указывайте единицу измерения «штука» –код 796 по ОКЕИ , или «единица» – код 642 по ОКЕИ . Об этом говорится в письме ФНС России от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463 .

Если код ОКТМО организации состоит из 8 знаков, в последних трех ячейках поля «Код ОКАТО» проставьте нули (письмо ФНС России от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583).

Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.

Уведомление включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1А – заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок);
  • раздел 1Б – заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая оформляется отдельный раздел 1Б;
  • раздел 2 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок);
  • раздел 3 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в том числе предпринимателями, адвокатами, нотариусами (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок).

Например, уведомление о контролируемой внешнеэкономической сделке может быть оформлено следующим образом .

Если заполнять разделы 2 или 3 не нужно (контролируемых сделок с такими контрагентами нет), указанные листы необходимо исключить из состава уведомления.

Следует отметить, что сведения о займах (полученных и выданных) отражаются в уведомлении лишь в том случае, если сумма доходов по сделкам между контрагентами (полученных в т. ч. в виде процентов по займам) превышает пороговое значение контролируемых сделок . Такие сделки указываются в уведомлении только в отношении процентов, подлежащих уплате по договору.

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513 .

Пример заполнения уведомления о контролируемой сделке

В 2014 году ООО «Альфа» реализовало дочерней организации ООО «Торговая фирма "Гермес"» объект недвижимости общей площадью 2000 кв. м по цене 45 000 руб./кв. м. Стоимость квадратного метра определена и согласована в договоре на основании цен на аналогичные объекты, опубликованные в открытых источниках информации. В марте 2014 года сделка была совершена – право собственности перешло к «Гермесу».

«Альфа» применяет общую систему налогообложения. «Гермес» применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Других сделок по продаже недвижимости у ООО «Альфа» в 2014 году не было.

Определив доход по сделке в марте 2014 года в размере 90 000 000 руб. (без НДС), бухгалтер «Альфы» установил, что данная сделка подпадает под определение контролируемой. При этом он учитывал следующие обстоятельства:

  • стороны сделки взаимозависимы ();
  • дочерняя организация освобождена от уплаты налога на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • годовой доход по сделке превысил предельное значение в 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 ип. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Сведения о контролируемых сделках, совершенных в 2014 году, подаются в ФНС России не позднее 20 мая 2015 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В связи с этим бухгалтер составил . При подготовке документа бухгалтер руководствовался Порядком , утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524 . Коды, необходимые для заполнения формы, бухгалтер брал из приложения 1 к Порядку.

Заполнение уведомления бухгалтер начал с титульного листа. В нем он указал ИНН, КПП и наименование организации, контактный телефон, код налогового органа, отчетный год – 2014, фамилию, коды ОКТМО и ОКВЭД, имя и отчество руководителя.

Далее он заполнил раздел 1А формы. В нем бухгалтер указал сведения о сделке – основания и особенности отнесения сделки к контролируемым, вид сделки, источники информации для определения цены договора и величины дохода, признанного в 2014 году.

После этого бухгалтер заполнил раздел 1Б уведомления. В нем он указал сведения о предмете сделки – его наименование, происхождение, площадь недвижимости, цену за 1 кв. м, номер договора, дату его заключения и дату признания дохода по сделке.

В заключение бухгалтер заполнил раздел 2 формы, указав в нем сведения о своей дочерней организации.

20 мая 2015 года руководитель «Альфы» подписал уведомление о контролируемой сделке , которое было представлено в налоговую инспекцию по местонахождению организации.

На что обратить внимание, уведомляя налоговиков о контролируемых сделках

Какие сделки отразить в уведомлении

Что учесть при заполнении разделов уведомления

За что налоговики могут доначислить 40% от неуплаченной суммы

В срок до 20 мая 2015 года участники контролируемых сделок отчитываются по установленной форме. Уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2014 году, представляют в инспекцию по своему местонахождению в электронном виде или на бумажном носителе (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Форма и порядок заполнения уведомления приведены в приказе ФНС России от 27.07.12 № ММВ-7-13/524@ .

- сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с правилами НК РФ. Исключения - сделки, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом по НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
- участниками которых выступают лица, зарегистрированные в одном субъекте РФ, не имеющие обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ. Причем такие лица не должны уплачивать налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, иметь убытки;
- между компаниями, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
- межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
- в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами (Федеральный закон от 19.07.98 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»)

Сделки между взаимозависимыми лицами

В эту группу сделка попадет, если все стороны являются резидентами РФ и выполняется хотя бы одно из условий (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

-сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами - резидентами РФ за календарный год превышает 1 млрд. руб.;
-один из участников сделки применяет специальный режим налогообложения - ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе участников есть лицо, не применяющее указанные спецрежимы. А сумма доходов по сделке за календарный год превышает 100 млн. руб.;
-одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки признается добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах, а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по данному налогу нулевую ставку как участник проекта «Сколково» или регионального инвестиционного проекта, а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль (по сравнению с общей системой налогообложения в соответствующем субъекте РФ), а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-одна из сторон сделки является оператором нового морского месторождения или владельцем лицензии на пользование недрами на таком месторождении и в целях налога на прибыль учитывает доходы (расходы) по этой сделке в соответствии со статьей 275.2 НК РФ, а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.

При заключении договора займа в уведомление попадает только процент

По такой сделке компания отражает в налоговых расходах только начисленные проценты. Поскольку сама сумма займа не образует ни налоговый доход заемщика, ни налоговый расход заимодавца (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ). Значит, сумму займа в уведомлении показывать не нужно (о том, какие еще доходы и расходы не нужно отражать в уведомлении, читайте ниже).

Участники контролируемых сделок ежегодно обязаны отчитываться об их заключении в ФНС до 20 мая года, следующего за отчетным. Данные оформляются в установленной . Уведомление о контролируемых сделках подается в территориальное отделение налоговой инспекции электронно или на бумажном носителе.

О том, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, какую информацию следует включать в документ и что грозит за нарушение порядка подачи отчета в ФНС, читайте в статье.

Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?

Заполненный документ предоставляют все налогоплательщики, совершившие в отчетном году сделки, попадающие под определение контролируемых. Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым.

К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:

  • за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
  • ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
  • ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
  • стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
  • объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
  • объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.

Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.

Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли. В ФНС необходимо подавать информацию о внешнеторговых сделках, когда их предметом являются минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни, нефть и товары, переработанные из нее, а также металлы, а объем дохода по ним с одним контрагентом составил более 60 млн. рублей за год.

Также контролируются сделки, когда партнеры невзаимозависимые, но один из участников отношений является резидентом одного из государств, утвержденных списком Приказа Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года (контролируются также сделки с представителями таких контрагентов на территории России). Объем дохода, попадающего под контроль, в этом случае, должен превысить 60 млн. рублей.

Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках: подготовка

Прежде чем заполнить форму уведомления о контролируемых сделках, необходимо подготовить документацию. ФНС имеет право затребовать бумаги, подтверждающие или уточняющие условия сделки, начиная с 1 июня года, следующего за отчетным.

Алгоритм подготовки документации для ФНС по контролируемым сделкам:

  1. Идентификация сделок, попадающих под контроль. Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст. 105.14 Налогового Кодекса).
  2. Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
  3. Определение характерных особенностей сделок. Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.
  4. Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам. На этом этапе следует проанализировать взаимозависимые стороны сделок и их описание.
  5. Учитывая результаты предыдущих пунктов, следует определить объем доходной части по сделкам для целей налогообложения.
  6. Проведение экономического анализа и документирования. Необходимо сопоставить доходы по сделкам с рыночными ценами и определить рентабельность экономических отношений.

Документы могут потребоваться по любой контролируемой сделке, поэтому следует подготовить их заблаговременно. Обязательно необходимо отслеживать актуальность и достоверность данных.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Форма уведомления состоит из титульного листа и четырех разделов. Каждый блок должен быть заполнен верными и актуальными сведениями. Исправления и зачеркивания в уведомлении не допускаются. Если налогоплательщик допустил ошибку или внес недостоверные данные, он может направить в ФНС по месту регистрации уточненный отчет.

Также необходимо следить за тем, чтобы носитель, на котором предоставляется уведомление, не был испорчен. Например, если документ сдается на бумаге, не допускается его скрепление.

Для каждого символа в форме уведомления соответствует одна ячейка. Исключением будет только дата. Пустые поля не оставляются. Если данных нет, проставляется прочерк в каждой ячейке.

Текстовые поля заполняются заглавными буквами. Цифровые значения менее 50 копеек не прописываются, а при наличии в показателе более 50 копеек – он округляется до рубля.

Начинать прописывать знаки следует слева. Если их меньше, чем количество ячеек – справа проставляются прочерки.

Заполнение титульного листа

В титульном листе уведомления указываются данные налогоплательщика и отделения ФНС, такие как:

  • ОКАТО;
  • номер отделения ФНС;
  • полное наименование организации;
  • ФИО уполномоченного лица компании или физического лица-налогоплательщика;
  • код экономической деятельности;
  • контактный номер телефона и адрес электронной почты.

Кроме того, следует указать год, за который предоставляется отчет. В указанном месте следует проставить подпись, подтверждающую достоверность сведений, представленных в отчете, и печать (при ее наличии).

Заполнение раздела 1А

Блок заполняется данными отдельно по каждой контролируемой сделке или группе сделок, которые признаются однородными. Здесь указывается обобщенная информация о предмете экономических взаимоотношений, а также объем дохода, полученного от финансово-хозяйственных действий. Показатели прибыли и расходной части определяются исходя из данных бухгалтерской отчетности.

Количество таких блоков должно соответствовать количеству проведенных контролируемых сделок. Если сделки были признаны однородными и объединены в группу, то заполняется один обобщенный раздел 1А.

Заполнение раздела 1Б

Количество этих блоков зависит от количества разделов 1А, так как они являются дополнением. В этом разделе указываются данные о поставках, отгрузках, произведенных работах или оказанных услугах.

В разделе отражаются наименования договоров, даты их заключения, территориального места оформления сделки. Здесь же указывается количество товаров и цена за единицу, а также стоимость всей сделки. Дату совершения указывают в соответствии с данными бухгалтерской отчетности.

Суммирование товаров (услуг, работ) в рамках одной контролируемой сделки запрещено. Следует прописать данные по каждой единице предмета экономических взаимоотношений. Количество листов такого раздела должно быть таким же, как и количество операций в группе сделок.

Заполнение разделов 2 и 3

В этих блоках указываются данные о сделках в отношении организаций, при этом информация раздела 1Б не учитывается. Если у субъекта финансово-хозяйственной деятельности не было сделок с контрагентами, которые указываются в разделах, эти листы включать в уведомление не нужно.

Ответственность за непредставление данных в ФНС о контролируемых сделках

Организации обязаны предоставлять информацию о контролируемых сделках в ФНС в указанные сроки. Сведения должны быть актуальными и достоверными. В противном случае компания будет привлечена к административной ответственности.

Если организация не сообщила сведений о таких сделках своевременно, ей грозит наложение штрафа в размере 5 000 рублей. То же самое касается предоставления некорректных данных о контролируемых операциях с контрагентами.

Если компания скрыла прибыль по контролируемым сделкам, штраф будет значительно больше – 20% от суммы налога, который не был уплачен, но не менее 100 000 рублей.

Чтобы не допустить наложения штрафных санкций, изучите образец заполнения уведомления о контролируемых сделках.

С примером заполнения уведомления о контролируемых сделках (2017) можно ознакомиться ниже.

Loading...Loading...