Гражданская война и военная интервенция в россии. Конспект урока

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МГЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ»

Методическая разработка

урока истории

«Гражданская война в России»

Учебник:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н, История.: учебник для студ. учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия» 2016

Разработал:

Абраменков Александр Васильевич, преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ «Млинский техникум агротехнологий» филиал в г. Жуковка

Тема: Гражданская война в России

Цель урока: Активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить их общеобразовательный уровень и расширить кругозор. Показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, выявить причины Гражданской войны, сформировать представление о причинах победы красных и поражения Белого движения.

Задачи урока:

- Выделить и охарактеризовать политические, социально-экономические и национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в России.

Подвести обучающихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.

- Продолжить формировать умение анализировать исторические документы.

Развивать умение анализировать и аргументировать собственную позицию и формулировать выводы.

Воспитывать гражданственность, ориентировать обучающихся на гуманистические и демократические ценности.

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : урок- презентация

Формы организации работы : фронтальная работа с группой

Основные понятия : Гражданская война, КОМУЧ, интервенция, военный коммунизм, продразверстка, национализация.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал (текст документов), медиапроектор, презентация, экран, портреты идеологов белого и красного движения, настенная карта «Гражданская война в России в 1918-1920гг»

Учебное оборудование : Артемов В.В., Лубченков Ю.Н, История.: учебник для студ. учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия» 2016г.

Основные даты и события:

18.01.1918г. первое заседание Учредительного собрания в Петрограде

19.01.1918г. Декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания

3.03.1918г. подписание Брестского мирного договора

25.05.1918г. переход Чехословацкого легиона на сторону противников советского режима

11.06.1918г. образование в деревнях комитетов бедноты

10.07.1918г. принятие первой Конституции РСФСР

11 января 1919 гг. Декрет СНК о введении продразвёрстки на хлеб

28.04.1919г. начало контрнаступления Красной Армии против сил А.В. Колчака

3.07.1919г. подписание «Московской дерективы» генералом А.Деникиным м

17.11.1920г. Красная Армия полностью занимает Крым

План урока

I .Организационный момент

II .Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

    Причины и особенности Гражданской войны в России.

    Временные рамки Гражданской войны.

    Война «внутри демократии».

    Красные против белых.

    «Военный коммунизм» и его последствия.

    Итоги и последствия Гражданской войны.

IV .Рефлексия.

V .Выставление оценок.

VI .Домашнее задание.

Ход урока

I .Организационный момент . Приветствие

II . Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучали тему: «Приход большевиков к власти в России. Октябрь 1917 г». Проведем проверку д/з.

А)Проверка д\з состоит из письменного задания: 1)- индивидуальная работа с карточками для слабых обучающихся(задания уровня А) по теме: «Приход большевиков к власти». 2)- индивидульная работа с контурными картами «Россия в Первой мировой войне в 1917г.», а- на карте задание 1, б- задание на карте 2.

Обучающиеся выполняют задания.

Б) Фронтальный опрос обучающихся:

1. Каковы причины Октябрьской революции?

2. Каково было соотношение политических сил на II съезде Советов?

3. Меньшевик Н.Н. Суханов в своих «Записках о революции», несколько иронизируя, описывает полемику, развернувшуюся между большевиками и эсерами после II Съезда Советов:

«Эсеры кричали: хорош марксист, травивший нас 15 лет за нашу мелкобуржуазность и ненаучность с высоты своего величия и осуществивший нашу программу, едва захватив власть! А Ленин огрызался: хороша партия, которую надо было прогнать от власти, чтобы осуществить её программу!»

1.О каком документе идёт речь в приведённом отрывке?

2.С какой целью большевики присвоили программу эсеров?

3.Каковы были главные требования этой программы?

4. Почему первыми законодательными актами большевиков были Декрет о мире и о земле?

5. Почему большевики сначала созвали, а затем распустили Учредительное собрание?

6. Когда был заключён Брестский мирный договор? Каковы его условия?

7. Каковы были первые мероприятия советской власти в области экономики?

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.

III . Изучение нового материала.

Мотивировка новой темы. Слайд№1

Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для человека, а тем более если это гражданская война. Спустя 98 лет, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской. Оказывается, не так много. История хранит еще немало неизвестных страниц.

Постановка проблемного задания.

Цель нашего урока – выявить причины гражданской войны, ее особенность, участников, выделить этапы и решить проблемно–познавательную задачу – выяснить причины победы “красных” и поражения “белых”.

Революция 1917 года положила начало Гражданской войне – одной из самых кровавых страниц российской истории. Страна раскололась на красных и белых, своих и чужих.

Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность отодвигаются на второй план, уступая место принципу – кто не с нами, тот против нас. Гражданская война величайшая трагедия в истории нашей страны. Это борьба приняла самые крайние формы, неся с собой взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.

В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:

    Почему победу одержали красные?

    Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?

    Чему учат итоги Гражданской войны?

    Определить последствия войны для судьбы нашей страны.

    Причины и особенности Гражданской войны:

Что такое Гражданская война?

Слайд № 2

Запись в тетради

Гражданская война – это вооруженная борьба внутри страны между различными социальными группами.

Мы с вами встретимся с таким термином как интервенция.

Интервенция – агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущественно вооруженное, во внутренние дела какой-нибудь страны.

Давайте выясним причины, почему иностранные государства вмешивались в ход Гражданской войны.

Задание для обучающихся: прочитать текст учебника стр. 327, сформулировать причины и особенности Гражданской войны в России.

Обсуждение задания в группе (в паре)

Ответ обучающихся дополняет преподаватель. Слайд № 3

Причины Гражданской. Запись в тетрадь

    Обострение социальных противоречий в российском обществе, которые накапливались в течение десятилетий и даже веков.

    Роспуск Учредительного собрания и установление однопартийной политической системы.

    Заключение Брестского мира, потеря обширной территории страны.

    Чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок.

    Тотальная национализация предприятий, упадок промышленности, безработица, голод, запрет большевиков на свободную продажу хлеба.

    Политика ведущих политических партий «кадетов, эсеров, меньшевиков», которые не смогли стабилизировать ситуацию, после свержения самодержавия.

Слайд № 4

Особенности Гражданской войны.

    Долгая, кровопролитная война развернулась на огромной территории.

    В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.

    В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки «человек с ружьем».

Факт. 18 февраля 1918 года «Правда» писала «Вся Россия делится на два непримиримых лагеря – на большевиков и небольшевиков»

Вопросы:

Исходя из причин Гражданской войны, можно ли определить какие социальные слои участвовали в войне? Назовите их. Определите – кто поддерживал красных, кто белых?

Красные. Широкая социальная база. Хорошо знали психологию народа, предлагали то, что жаждал народ. (Земля – крестьянам и т.д.)

Преподаватель дополняет. Белый лагерь был крайне неоднороден. Там были монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры. В рядах белого движения оказалась значительная часть интеллигенции.

Факт. До сих пор бытует мнение, что в белую армию шли капиталисты и помещики. Однако среди участников перехода Добровольческой армии с Дона на Кубань зимой-весной 1918 года половина была офицерами военного времени «вспомните, кто становился офицерами в 1916-1917 годах». Из высшего офицерства считая 36 генералов помещиками были только 6 %, капиталистов не было вообще, потомственных дворян 21%, детей офицеров и личных дворян 39%, остальные происходили из мещан, крестьян, мелких чиновников, солдат. Генерал М.В. Алексеев происходил из солдатских детей, генерал Л.Г. Корнилов был сыном казачки.

Итак, мы видим, что значительную часть белого движения составляли люди, лично не связанные с интересами собственников. Трагедия этих людей именно в том, что их интересы объективно совпадали с интересами эксплуататорских слоев, со стремлением возвратить старую Россию с привычным для них укладом жизни, которой отвергался народными массами.

Слайд №5: «программа белого движения» Колчака, Врангеля, Деникина.

(Рабочий лист с программой)

Вопрос: Какой пункт программы белых, на ваш взгляд, мог бы привлечь, а какой оттолкнуть крестьянство?

Беседа преподавателя с обучающимися.

    Временные рамки Гражданской войны

Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.

Вопрос: А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?

Беседа с обучающимися.

Некоторые историки считают, что первыми актами ее был захват власти большевиками в октябре. Большинство называют другую дату – ноябрь-декабрь 1917 года – формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия. Такие же споры ведут и по поводу окончания Гражданской войны.

Однако, большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. В европейской части России это произошло в ноябре 1920 года с эвакуацией армии Врангеля из Крыма. Что же касается Сибири и Д/В, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых пал осенью 1920 года.

Мы возьмем периодизацию Гражданской войны по учебнику:

    Октябрь 1917- весна 1918год

    Май 1918- осень 1918год - «демократический период» Гражданской войны

    Осень 1918-1920 год – военное противостояние красных и белых армий

    1921-1922 г.г. – поражение белого движения и подавление большевиками крестьянских мятежей. Окончание борьбы на Дальнем Востоке.

Слайд №6. Плакаты времен Гражданской войны .

Вопросы: Проанализируйте, что было дорого для красных и для белых.

Беседа с обучающимися.

    Война «внутри демократии». Красные против белых.

Задание: стр.327-332. Карта №4. Заполните хронологическую таблицу.

Слайд №7

Результаты войны.

Общая характеристика периода

Человек на войне. Как сложилась его судьба. Посмотрим презентации о тех, кто верил в идеи красных и отдавал за них свои жизни и о тех, кто верил в идеи белого движения.

Презентации о военачальниках Гражданской войны: М. Тухачевский, А. Деникин, С. Буденный, В. Каппель.

    Военный коммунизм и его последствия.

Любое движение, пришедшее или стремившееся к власти, должно определить свою социально-экономическую политику. Белое движение воспользовалось старой - и проиграло. Социально-экономической политикой большевиков стал «военный коммунизм» .

Задание. Ваша задача определить суть Военного коммунизма (работа в группах)

После обсуждения, запись в тетрадь.

Национализация промышленности. Она проводится для того, чтобы поставить под контроль Советской власти все производство, которое должно обеспечить победу Красной армии.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных государством норм.

Преподаватель: Продовольственная диктатура вызвала резко негативную реакцию крестьянства. Именно она расширила социальную базу контрреволюции. Как ни странно, помогли белые, они стали вводить на занятых ими территориях старые аграрные порядки и крестьянство опять качнулось в сторону Советской власти.

Зарплата в «натуральном» виде предметами первой необходимости, введение трудовой повинности.

Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством, деньги обесценены (Черный рынок)

Отмена платы за квартиру, коммунальные услуги, газеты, связь.

Последствия политики Военного коммунизма.

В условиях кризиса в стране эта политика помогла новой власти выжить, но она приводит к свертыванию демократии и установлению партийной диктатуры.

Происходит постепенная узурпация власти большевиками, закладываются основы административно-командной системы в СССР.

5. Итоги и последствия Гражданской войны.

1. Победа красных. Что обеспечило победу красным?

Поддержка большей части населения;

Попытка «белого» движения реставрировать помещичье землевладение толкнуло крестьян к большевикам;

Большевики в короткий срок смогли создать боеспособную дисциплинированную армию;

У «белого» движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра, разложение в армии;

Массовое выступление пролетариата за рубежом «Руки прочь от России».

2. Уничтожение оппозиционных антисоветских сил.

3. Сохранение целостности России.

Последствия Гражданской войны.

    С осени 1917 -1922гг. потери почти 13 млн. человек, 2 млн. – уехали в эмиграцию.

    Нанесен колоссальный ущерб российской экономики. Сумма ущерба на 1922 год составляла от 40 до 50млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны.

    Промышленное производство упало в семь раз. Сокращение посевных площадей (67% довоенного уровня).

    Разрыв с наследием прошлого.

Свертывание демократии и установление в стране жесткой однопартийной диктатуры;

Насаждение новой пролетарской культуры и новой идеологии;

Борьба с церковью;

Продолжившийся раскол общества на «своих» и «чужих».

Каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы как они их понимали. Большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.

Беседа преподавателя с обучающимися.

Вопросы: В чем заключается трагизм Гражданской войны? Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиций общечеловеческих ценностей? В чем состоит главный урок Гражданской войны?

Преподаватель. Главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства.

Сегодня мы строим правовое государство и гражданское общество. Ваши пожелания современным политикам.

Слайд №8.

«Судьба России бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений.»

Н. Бердяев

«Победы в Гражданской войне не может быть – в любом случае это будет победа над общечеловеческими принципами»

М. Волошин

IV. Рефлексия.

Слайд №9.

    Я понял что…

    Я научился…

    У меня получилось…

    Меня удивило…

    Урок дал мне для жизни…

    Мне захотелось…

V . Выставление оценок .

VI .Домашнее задание.

Параграф 85,86.

1.Колчак, Юденич, Деникин, Фрунзе, Каменев, Врангель, Махно, Антонов

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия). Назовите основные направления его деятельности и дайте им краткую характеристику. Укажите результаты этой деятельности.

Документы

Из заявления адмирала Колчака о политической программе правительства

[Территория демократической России –

территория Российской Империи]

«2) […] Россия в настоящее время является и впоследствии может быть только государством демократическим, в котором все вопросы, ка­сающиеся изменения территориальных границ и международных отноше­ний должны получить ратификацию представительного органа.

[Польша и Финляндия]

3) Признавая естественным и справедливым последствием великой войны создание объединенного Польского государства, Правительство считает себя правомочным подтвердить независимость Польши, объявлен­ную Российским Временным Правительством 1917 года, все заявления и обязательства которого мы на себя приняли. Уже теперь мы готовы при­знать фактически существующее финляндское правительство, обеспечив ему полную независимость во внутреннем устройстве и управлении Фин­ляндией. Окончательное же решение вопроса о Финляндии принадлежит Учредительному Собранию.

[Прибалтика, Кавказ, Туркестан]

4) Мы охотно готовы ныне же подготовить решения, связанные с судьбой национальных группировок: Эстонии, Латвии, Литвы, кавказских и закаспийских народностей, и рассчитываем на быстрое решение этих во­просов, так как Правительство уже теперь обеспечивает автономные права национальностей. Пределы же и характер автономий должны, конечно, каждый раз быть определены отдельно. В случае же затруднений в реше­нии этих вопросов, Правительство охотно воспользуется миролюбивым сотрудничеством Лиги наций.

[Бессарабия]

5) Вышеуказанный принцип ратификации соглашений Учредитель­ным Собранием, конечно, должен быть применен и к вопросу о Бессара­бии. […]

Из декларации министерства земледелия правительства А.В. Колчака

Земельные захваты должны быть прекращены. Для полного же удовлетворения всех слоёв населения в их земельных запросах в различных частях обширного государства, где местами существуют самые разнообразные формы землевладения и землепользования, требуется, считаясь со всеми местными земельно-бытовыми особенностями различных народностей, населяющих страну, выработать земельный закон, отвечающий интересам их трудовых элементов. Санкцию этому закону даст Всероссийское Учредительное или Национальное собрание.

Политическая программа Деникина. I. Речь Деникина в Ставрополе 26-го августа 1918 г.

Добровольческая Армия поставила себе задачей возсозда- ние Единой Великодержавной России. Отсюда - ропот центробежных сил и местных больных честолюбий.

Добровольческая армия не может, хотя бы и временно, итти в кабалу к иноземцам и тем более набрасывать цепи на будущий вольный ход русского государственного корабля. Отсюда-ропот и угрозы извне.

Добровольческая армия, свершая свой крестный путь, желает опираться на все государственно-мыслящие круги населения. Она не может стать орудием какой-либо политической партии или общественной организации. Тогда она не была бы Русской Государственной Армией. Отсюда - неудовольствие нетерпимых и политическая борьба вокруг имении армии. Но если в рядах армии и живут определенные традиции, она не станет никогда палачем чужой мысли и совести. Она прямо и честно говорит: будьте вы правыми, будьте вы левыми, но любите нашу истерзанную Родину и помогите нам спасти ее.

Точно так же, обрушиваясь всей силой своей против растлителей народной, души и расхитителей народного достояния, Добровольческая армия чузда социальной и классовой борьбы. В той тяжкой болезненной обстановке, в которой мы живем, когда от России остались лишь лоскутья, не время решать социальные проблемы. И не могут части русской державы строить русскую жизнь каждая по своему.

Поэтому те чины Добровольческой Армии, на которых судьба возложила тяжкое бремя управления, отнюдь не будут ломать основное законодательство. Их роль создать лишь такую обстановку, в которой можно бы сносно, терпимо жить и дышать до тех пор, пока Всероссийские законодательные учреждения, представляющие разум и совесть народа русского, не направят жизнь его по новому руслу - к свету и правде".

Деникин. «Очерки Русской Смуты», т. III, стр. 262, 263.

Декларация генерала Деникина по земельному вопросу. 1919 г.

Считаю необходимым указать те начала, которые должны быть положены в основу этих правил и положений:

1). Обеспечение интересов трудящегося населения.

2). Создание и укрепление прочных мелких и средних хозяйств за счет казенных и частновладельческих земель.

3). Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определен размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату.

ПРИКАЗ Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России (П. Врангеля)

О ЗЕМЛЕ 1920 года.

Правительственное сообщение по земельному вопросу

В тяжелую пору великой смуты, в страдные дни кровавых столкновений, Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России решил издать свой знаменательный "Приказ о земле". Выработанный в суровой обстановке военного лагеря, издаваемый при неслыханно трудных хозяйственных условиях, этот Приказ, конечно, не может принести с собою общего удовлетворения. Земельный вопрос слишком долго тревожил и терзал русских людей, чтобы какое бы то ни было его разрешение могло в корне примирить нередко противоречивые интересы и до конца успокоить давно разгоревшиеся страсти. Но оттягивать решение этого вопроса далее было невозможно, и 25 мая этот безнадежно запутанный узел был разрублен.

Сущность земельной реформы, возвещенной в приказе Главнокомандующего о земле, - проста. Она может быть выражена в немногих словах: земля - трудящимся на ней хозяевам. Эта руководящая мысль приказа опирается на два основные стремления: охранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени, от нарушений, насилий и захватов, и передать трудящимся на земле хозяевам пригодные для ведения хозяйства земли, казенные и частновладельческие.

Приказ имеет в виду создать в деревне твердый земельный порядок и обеспеченность жизни, дабы трудящийся на земле хозяин не страдал от посягательств в настоящем и от неопределенности в будущем.

Установляя общее положение об отчуждении земель в пользу трудящихся на них хозяев, Приказ прежде всего определяет необходимые изъятия из этого положения, подсказываемые как требованиями справедливости, так и соображениями государственной пользы. За прежними владельцами часть их владений сохраняется, но размер этой части не устанавливается заранее, а составляет в отдельной местности предмет суждения волостных и уездных земельных учреждений, которым всего более знакомы местные хозяйственные условия. Правительственной власти принадлежит в этом отношении лишь утверждение решений местных учреждений в соответствии с пользой государственной.

Свободными от отчуждения и подлежащими возврату законным собственникам признаются все надельные земли, земли, приобретенные с содействием Крестьянского Поземельного Банка и не превышающие установленного размера участки, выделенные на отруба и хутора по законам землеустроительным, церковно-приходские наделы, усадебные и высококультурные участки (сады, виноградники, поливные посевы и т.п.), земли, принадлежащие сельскохозяйственным опытным ученым и учебным учреждениям и училищам, участки под промышленными заведениями (фабриками, заводами и т.п.), а также всякие вообще владения, не превышающие известных размеров.

Все отчуждаемые земли закрепляются за обрабатывающими их в настоящее время хозяевами в размерах, устанавливаемых местными земельными учреждениями, но эти учреждения не могут уменьшать заведенные уже хозяйства ниже норм Крестьянского Банка. Соответственно произведенному таким образом распределению, составляются акты о закреплении земель в собственность, подобные прежним документам о полюбовном размежевании общих дач. Эти акты - на бесспорное владение. На основании их выдаются крепостные документы, после уплаты Государству полной стоимости земли новыми собственниками.

Земли, хотя и без немедленного размежевания, передаются в вечную наследственную собственность каждого хозяина. Такой порядок землепользования всего более обеспечит хорошее ведение хозяйства. Этим устанавливается коренное отличие ныне осуществляемой земельной реформы от всяких опытов коммунистического характера, столь ненавистных русскому крестьянству.

Земля отчуждается не даром, а за выплату Государству стоимости ее. Это - другая важная сторона новых земельных правил, отличающая их от неисполнимых и несправедливых посулов дарового и всеобщего наделения. Такая передача земли обеспечивает переход ее к настоящим, прочным хозяевам, а не ко всякому падкому на даровщину и чуждому земле человеку.

Гражданская война

Плакат периода гражданской войны.

Художник Д. Моор, 1920

Гражданская война – это вооружённая борьба различных социальных, политических и национальных сил за власть внутри страны.

Когда проходило событие: октябрь 1917-1922

Причины

    Непримиримые противоречия между основными социальными слоями общества

    Особенности политики большевиков, которая была направлена на разжигание вражды в обществе

    Стремление буржуазии и дворянства вернуть прежнее положение в обществе

Особенности гражданской войны в России

    Сопровождалась интервенцией иностранных держав(Интервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела других стран и народов, может быть военной (агрессия), экономической, дипломатической, идеологической).

    Велась с крайней жестокостью («красный» и «белый» террор)

Участники

    Красные – сторонник советской власти.

    Белые – противники советской власти

    Зелёные – против всех

    Национальные движения

    Основные этапы и события

    Первый этап: октябрь 1917-весна 1918

    Военные действия противников новой власти носили локальный характер, они создавали вооружённые формирования (Добровольческая армия - создатель и верховный руководитель Алексеев В.А.). Краснов П .- под Петроградом, Дутов А .- на Урале, Каледин А .- на Дону.

Второй этап: весна - декабрь 1918

    Март – апрель . Германия оккупирует Украину, Прибалтику, Крым. Англия - высаживает десант в Мурманске, Япония – во Владивостоке

    Май . Мятеж Чехословацкого корпуса (это пленные чехи и словаки, перешедшие на строну Антанты и двигающиеся на эшелонах к Владивостоку для переброски во Францию). Причина мятежа : большевики пытались разоружить корпус по условиям Брестского мира. Итог : падение советской власти на протяжении всей Трансибирской магистрали.

    Июнь . Создание правительств эсеров: Комитет членов Учредительного собрания в Самаре Комуч , председатель эсер Вольский В.К.) , Временное правительство Сибири в Томске (председатель Вологодский П.В.), Уральское областное правительство в Екатеринбурге.

    Июль . Мятежи левых эсеров в Москве, Ярославле и др. городах. Подавлены.

    Сентябрь . В Уфе создана Уфимская директория - «всероссийское правительство» председатель эсер Авксентьев Н.Д.

    Ноябрь . Уфимскую директорию разогнал адмирал Колчак А.В ., объявивший себя «верховным правителем России ». Инициатива в контрреволюции перешла от эсеров и меньшевиков к военным и анархистам.

Активно действовало зелёное движение - не с красными и не с белыми. Зелёный цвет - символ воли и свободы. Действовали в Причерноморье, в Крыму, на Северном Кавказе и юге Украины. Руководители: Махно Н.И., Антонов А.С.(Тамбовская губерния), Миронов Ф.К.

На Украине - отряды батьки Махно (создал республику Гуляй-поле ). Во время оккупации Германией Украины возглавили партизанское движение. Воевали под чёрным флагом с надписью «Свобода или смерть!». Потом стали воевать против красных до октября 1921 года, до ранения Махно (он эмигрировал).

Третий этап: январь-декабрь 1919

Кульминация войны. Относительное равенство сил. Крупномасштабные операции на всех фронтах. Но активизировалась иностранная интервенция.

4 центра белого движения

    Войска адмирала Колчака А.В .(Урал, Сибирь)

    Вооружённые силы юга России генерала Деникина А.И. (Донская область, Северный Кавказ)

    Вооружённые силы севера России генерала Миллера Е.К. (район Архангельска)

    Войска генерала Юденича Н.Н. в Прибалтике

    Март – апрель . Наступление Колчака на Казань и Москву, большевики мобилизуют все возможные ресурсы.

    Конец апреля - декабрь . Контрнаступление Красной Армии (Каменев С.С., Фрунзе М.В., Тухачевский М.Н .). К концу 1919 – полный разгром Колчака.

    Май-июнь. Большевики с трудом отбили наступление Юденича на Петроград. Войска Деникина захватили Донбасс, часть Украины, Белгород, Царицын.

    Сентябрь-октябрь. Деникин продвигается на Москву, дошёл до Орла (против него - Егоров А.И., Будённый С.М .).Юденич второй раз пытается захватить Петроград(против него – Корк А.И.)

    Ноябрь. Войска Юденича отброшены в Эстонию.

Итог : к концу 1919 года - перевес сил на стороне большевиков.

Четвёртый этап: январь - ноябрь 1920

    Февраль-март . Разгром Миллера на севре России, освобождение Мурманска и Архангельска.

    Март -апрель . Деникин вытеснен в Крым и Северный Кавказ, сам Деникин передал командование барону Врангелю П.Н . и эмигрировал.

    Апрель . Образование ДВР - Дальневосточной республики .

    Апрель -октябрь. Война с Польшей . Поляки вторглись на Украину и в мае захватили Киев. Контрнаступление Красной Армии.

    Август . Тухачевский доходит до Варшавы. Помощь Польше со стороны Франции. Красная Армия вытеснена на Украину.

    Сентябрь . Наступление Врангеля на южную Украину.

    Октябрь . Рижский мирный договор с Польшей . Польше передавалась Западная Украина и Западная Белоруссия.

    Ноябрь . Наступление Фрунзе М.В . в Крыму.Разгром Врангеля.

В европейской части России гражданская война завершена.

Пятый этап: конец 1920- 1922

    Декабрь 1920. Белые захватили Хабаровск.

    Февраль 1922 .Хабаровск освобождён.

    Октябрь 1922 .Освобождение от японцев Владивостока.

Лидеры белого движения

    Колчак А.В.

    Деникин А.И.

    Юденич Н.Н.

    Врангель П.Н.

    Алексеев В.А.

    Врангель

    Дутов А.

    Каледин А.

    Краснов П.

    Миллер Е.К.

Лидеры красного движения

    Каменев С.С.

    Фрунзе М.В.

    Шорин В.И.

    Будённый С.М.

    Тухачевский М.Н.

    Корк А.И.

    Егоров А.И.

Чапаев В.И.- руководитель одного из отрядов Красной Армии.

Анархисты

    Махно Н.И.

    Антонов А.С.

    Миронов Ф.К.

Наиболее важные события гражданской войны

Май-ноябрь 1918 г . – борьба Советской власти с так называемой «демократической контрреволюцией» (бывшие члены Учредительного собрания, представители меньшевиков, эсеры и др.); начало военной интервенции Антанты ;

ноябрь 1918 г. – март 1919 г. – основные сражения на Южном фронте страны (Красная Армия – армия Деникина ); усиление и провал прямой интервенции Антанты;

март 1919 г. – март 1920 г. – основные военные действия на Восточном фронте (Красная Армия – армия Колчака );

апрель-ноябрь 1920 г. советско-польская война ; разгром войск Врангеля в Крыму;

1921–1922 гг . – завершение Гражданской войны на окраинах России.

Национальные движения .

Одна из важных особенностей гражданской войны – национальные движения: борьба за обретение самостоятельной государственности и отделение от России.

Особенно ярко это проявилось на Украине.

    В Киеве после Февральской революции, в марте 1917 г., была создана Центральная Рада.

    В январе 1918 г . она вступила в соглашение с австро-немецким командованием и провозгласила независимость.

    При поддержке немцев власть ерешла к гетману П.П. Скоропадскому (апрель-декабрь 1918 г.).

    В ноябре 1918 г. на Украине возникла Директория , во главе - С.В. Петлюра.

    В январе 1919 г. Директория объявила войну Советской России.

    С.В. Петлюре пришлось противостоять и Красной Армии, и армии Деникина, которая боролась за единую и неделимую Россию. В октябре 1919 г. армия «белых» разгромила петлюровцев.

Причины победы красных

    На стороне красных были крестьяне, так как было обещано после войны реализовать Декрет о земле. По аграрной программе белых земля оставалась в руках помещиков.

    Единый вождь- Ленин, единые планы боевых действий. У белых не было этого.

    Привлекательная для народа национальная политика красных- право наций на самоопределение. У белых – лозунг «единой и неделимой России»

    Белые опирались на помощь Антанты - интервентов, поэтому выглядели как антинациональная сила.

    Политика « военного коммунизма» помогла мобилизовать все силы красных.

Последствия гражданской войны

    Экономический кризис, разруха, падение промышленного производства в 7 раз, сельскохозяйственного - в 2 раза

    Демографические потери. Погибло от боевых действий, голода, эпидемий около 10 млн.человек

    Установление диктатуры пролетариата, жёсткие методы управления, использованные в годы войны, стали рассматриваться как вполне приемлемыми и в мирное время.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Разработка урока по истории по теме « Гражданская война»

Цели урока: Образовательные – раскрыть причины и сущность Гражданской войны, рассказать о периодах Гражданской войны. Воспитательные - продолжить работу над развитием у учащихся человеколюбия и толерантности.

Развивающие -продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.

ПЛАН УРОКА:

    Причины Гражданской войны.

    Ход Гражданской войны.

    Итоги и последствия Гражданской войны.

Ход урока

    Организационный момент Введение в новый материал:

Раскол российского общества, естественно обозначившийся еще в пору первой революции, после октябрьского переворота дошел до крайности – Гражданской войны. Гражданская война- это самое великое несчастье для любой страны. и хотя трудно вести речь об этом трагическом периоде в истории нашей страны без эмоции, попытаемся проанализировать расстановку политических сил, позиции противостоящих сторон.

Дайте определение Гражданской войны (возможно составление кластера, на основе составленного кластера формируется определение Гражданской войны).

Гражданская война - это война между гражданами одного государства, различными силами внутри страны за право владения государственной властью.

Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой дети выявляют причины Гражданской войны, ход военных действий Гражданской войны, последствия и итоги.

Причины Гражданской войны :

    Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917 г. большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства.

    Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания

    Брестский мир и его последствия

    Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 г.

Ход Гражданской войны:

Период

ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ


1.Победа красных (большевиков)


2.Уничтожение оппозиционных, антисоветских сил


3. Сохранение целостности России

Последствия Гражданской войны.

1. Демографические потери с осени 1917 г. по 1922 г. составили почти 13 млн. чел.; эмиграция - около 2 млн. чел.
2.Нанесён колоссальный ущерб российской экономике
3. Сумма ущерба на 1922 г. составляла от 40 до 50 млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны.

4.Промышленное производство упало в 7 раз, сокращение посевных площадей (67 % довоенного уровня)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ТЕСТ):

1. Какую задачу не ставили перед собой большевики сразу после Октябрьской революции?

А) решение проблем российского общества

Б) выполнение собственной программы

В) соблюдение международных обязательств царского и Временного правительства

Г) создание коалиции с левыми эсерами

2. Не относится к системе советской власти:

А) Всероссийский центральный исполнительный комитет

Б) Совет народных комиссаров

В) Всероссийская чрезвычайная комиссия

Г) Учредительное собрание

3. Не является причиной Гражданской войны в России:

А) Брестский мир

Б) политика большевиков в деревне

В) интервенция

Г) разгон Учредительного собрания большевиками

4. Укажите даты Гражданской войны:

А) октябрь 1917г. – ноябрь 1920 г.

Б) май 1918 г. – октябрь 1922 г.

В) май 1918 г. – ноябрь 1920 г.

Г) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

5. Установите правильную последовательность событий, ответы впишите в таблицу:

А) Кронштадтские события

Б) походы армии Колчака и Деникина на Москву

В) введение продразверстки в Советской России

Г) мятеж Чехословацкого корпуса

Д) поход Керенского – Краснова на Петроград

Е) советско-польская война

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

РЕФЛЕКСИЯ

Домашнее задание: подготовить реферативное сообщение о Колчаке, Фрунзе, Буденном.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данный план-конспект поможет учителю при объяснении новой темы по истории.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока : урок исследование

Оборудование: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века; информационные карты, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карта «Гражданская война».

Задачи урока:

  • усвоить определение понятий «гражданская война», «интервенция»;
  • уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы;
  • усвоить организацию обороны страны, строительство вооруженных сил, содержание политики «военного коммунизма», итоги гражданской войны, источники победы большевиков в гражданской войне.

Работа с терминами

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.

Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.

«Военный коммунизм» – внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.

Национализация –

Продразверстка – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов.

Учитель. (Вводное слово) Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории «Гражданской войне »

Наша с вами задача выяснить причины гражданской войны, рассуждая и анализируя, выяснить, почему белое движение не смогло стать общенациональным движением против большевизма.

Для удобства в работе я предлагаю вам использовать информационную карту. Думаю, она вам поможет логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.

Ход урока

Слово учителя: мы с вами изучаем Октябрьскую революцию. На прошлом уроке мы говорили о становлении советской власти. Сегодня мы с вами поговорим, какие шаги предприняла новая власть, чтобы закрепить свое положение. Анализируя ситуацию в стране, мы будем рассматривать, каким было положение нашего Оскольского края и села Знаменка в данный период. Изучив новый материал, вы узнаете, с какими трудностями столкнулась советская власть. И так:

I. Проверка домашнего задания:

2. Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.

3. Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства. Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./

4. В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/

5. Почему Ленин пошел на это?

6. Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./

7. Что это за документ «Декларация прав народов России»? /В ней были определены положения, определявшие национальную политику Советской власти: равенство, суверенность, право на самоопределение, отмена национальных и религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств/

9. Какие еще важные решения были приняты советским правительством? /ликвидировано сословное деление общества, уравнены в правах женщины и мужчины, церковь отделена от государства, образован РКСМ/.

10. Какие вопросы должно было решить Учредительное собрание? /утвердить принятые советской властью документы/

11. Оно сделало это? /нет/

12. Какова судьба Учредительного собрания? /В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания/

13. Какой орган продолжал оставаться высшим органом народной власти?

/Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов/

14. Когда была принята первая Конституция России? /в 1918 году/

15. Высший орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов.

16. А в промежутках между съездами: ВЦИК. / Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/

17. Исполнительная власть: СНК. /название высшего органа исполнительной и распорядительной власти с 1918 по 1946 г./

План:

  1. Причины гражданской войны.
  2. Этапы гражданской войны в России:
  • май – ноябрь 1918 года;
  • ноябрь 1918 – весна 1919 года;
  • весна 1919 года – весна 1920 года;
  • апрель – ноябрь 1920 года.
  1. Политика «военного коммунизма».
  2. Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.

1. Причины начала гражданской войны в России в марте 1918 года:

  • конфискация помещичьих земель;
  • национализация промышленности;
  • создание однопартийной политической системы;
  • стремление классов, потерявших власть и имущество к реваншу.

А что же послужило причиной интервенции?

  • Стремление не допустить ликвидации Восточного фронта;
  • избежать миллиардных потерь от конфискации собственности;
  • отказ большевиков выплачивать государственные долги.

С какого события началась гражданская война?

Некоторые историки считают ее началом свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания. Эсеры, очень популярные в народе, не могли смириться с этим. Другие считают : восстание Чехословацкого корпуса. 45 тыс. пленных австо-венгерских славян советское правительство перебрасывало во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. /по согласованию с Антантой. Антанта 1904-1907 гг. сформирован – Великобритания, Франция и Россия; Тройственный союз 1882 г. – Германия, Австро-Венгрия и Италия/. Кто-то пустил слух, что пленных везут для заключения в концлагеря. Они были вооружены, составы с ними протянулись практически через всю Россию. Этим воспользовались эсеры. Задача: свержение большевиков, созыв Учредительного собрания.

2. Этапы гражданской войны в России

23 февраля 1918 года образована Красная армия. Первым главнокомандующим РККА с 1 сентября 1918 года по 9 июля 1919 года был И.И. Вацетис, потом стал Сергей Сергеевич Каменев, бывший полковник Российской армии, занимавший до Октябрьской революции должность начальника оперативного управления штаба армии.

** май – ноябрь 1918 года;

Летом 1918 г. Создан Восточный фронт. Им командовал И.И. Вацетис, потом С.С. Каменев

/В мае 1918 года объявлена мобилизация рабочих и беднейших крестьян. /на основании соответствующего постановления правительства/

Это события первого этапа начала гражданской войны.

** ноябрь 1918 – весна 1919 года – английский десант высадился в Батуми, Новороссийске.

Французский десант в Одессе и Севастополе. Американцы и японцы на Дальнем Востоке. Но они все делали ставку на белогвардейских генералов, которые получали от них деньги и вооружение.

В Сибири власть захватил адмирал Колчак , на севере генерал Миллер , на северо-западе Юденич , на юге Деникин .

*** весна 1919 года – весна 1920 года.

Колчак приблизился к Волге, Но остановлен войсками Восточного фронта /Каменев/, отброшен и окончательно разбит.

Теперь самый опасный противник Деникин на юге. К началу 1920 года он захватил Украину и двинулся к Москве. Для борьбы с ним образован Южный фронт под командованием Егорова. После тяжелых боев к весне 1920 года армия Деникина разгромлена.

Попытка генерала Юденича захватить Петроград также окончилась неудачей.

**** апрель – ноябрь 1920 года.

В апреле 1920 года в войну с Советской Россией вступила Польша. Ее поддержали Франция и Англия. Против поляков были брошены войска Западного /Тухачевский/ и Юго-западного Егоров/ фронтов.

К ноябрю 1920 года гражданская война фактически была закончена. Советская Россия расправилась со всеми своими недругами.

Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»;

Каковы основные идеи противоборствующих сил?

Были еще “зеленые ”, что это за сила? в основном представители крестьянства (дезертиры всех мастей, махновцы, «зеленые», повстанцы Антонова, моряки Кронштадта).

3. Политика «военного коммунизма».

В январе 1918 года принимается декрет о введении продовольственной диктатуры. В деревню направляются продотряды, обязанность которых изъятие «лишних» продуктов у крестьян. Для помощи им в деревнях создаются комбеды. Поэтому одни исследователи считают началом периода «военного коммунизма» май 1918 года, другие начало 1919 года. Потому что именно в это время начинается проведение следующих действий, которые и составили суть «военного коммунизма»:

  • национализация всей промышленности; Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
  • централизация экономики;
  • возникает система учреждений, обязанность которых подчинение всей экономики нуждам фронта;
  • запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих; бесплатные коммунальные услуги, проезд, отмена платы за почтовые и телеграфные операции, телефон, лекарства и т.д.
  • уравниловка в оплате труда рабочих и служащих;
  • всеобщая трудовая повинность;
  • продразверстка. Продразверстка введена с февраля 1919 года – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все – излишки хлеба и продуктов. План доводился сверху – уезд, волость, селение, крестьянский двор.

Данная система мер получила название – «Военный коммунизм» – внутренняя экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.

4.Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.

Окончанием гражданской войнысчитается разгром генерала Врангеля в ноябре 1920 года.

Причины победы “красных”:

  • Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
  • Агитационно-пропагандистская работа в массах.
  • Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
  • Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.

А почему белое движение потерпело поражение?

Причины поражения “белых”:

  • Отсутствие единства в рядах белого движения.
  • Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
  • Отсутствие единого командования между белыми армиями и войсками интервентов.

Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.

Итоги гражданской войны:

  • Власть красных (большевиков).
  • Большевики сохранили суверенитет России.
  • Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых рублей.
  • Производство сократилось в 7 раз, сокращение посевных площадей
  • Людские потери составили около 13 млн. человек.
  • Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
  • Около 2 млн. человек эмигрировало.

Д/з Параграф 12-13, записи в тетради + «Военный коммунизм» и его последствия.

Loading...Loading...