Женский татарский народный костюм. Национальный татарский костюм: общая информация

Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм можно увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов.

Он включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды: летнего зноя или зимнего холода, а так же жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью. В оформлении костюма важную роль играют художественные вкусы и религиозные воззрения.

Кроме того, в разных областях и регионах проживания татар сложились свои особенности в одежде. В целом же в основе татарского костюма лежат древние формы тюркской одежды. Это так называемый кульмэк - традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом. В комплекс костюма входили также камзол - жилет в талию, казакин, чекмень, бешмет. Разнообразными были формы головных уборов: такья - шапка полусферической формы с опушкой из меха и без нее, каляпуш (тюбетейка), калфак, шитые из войлока, меха и тканей. Костюм дополнялся узорной обувью - ичиги, читек (сапожки из кожи) на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи, бархата и другого материала с каблуками и без них. (Приложение 3).

Классически традиционный комплекс татарского народного костюма складывается с середины 18 века, но характерный, дошедший до нас его облик относится к более поздним временам - 19-20 в.в. Большинство их сохранилось в деревенских сундуках наших бабушек или в собраниях музеев.

Татарский костюм вбирает в себя многие виды декоративного творчества народа. Это и ткачество, и вышивка, и золотое шитье, и художественная обработка кожи.

Драгоценные изделия из золота и серебра были основным элементом костюма знати. Украшения были частью одежды: металлические пояса с крупными застежками- каптырма, массивные ажурные пуговицы, воротниковые подвески - яка чылбыры, закрепляющие ворот платья, нагрудники - изю, закрывающие разрез на груди. Все они декорировались камнями и самоцветами. Немаловажную роль в костюме играла вышивка, которая располагалась на подолах и рукавах женского платья, фартуках, платках и головных покрывалах - орпэк. Сверкающие островки драгоценного золотого шитья украшали камзолы, тюбетейки, калфачки и праздничную обувь. (Приложение 4,5,6).

Различные детали оформления татарского костюма со временем постепенно меняются, реагируя на изменяющиеся художественные вкусы и тенденции развития одежды. Костюм становится более практичным, легким, избавляется от утяжеляющих и усложняющих его деталей. Исчезают такие традиционные его элементы, как нагрудная перевязь - хаситэ, изю, покрывала на голову и другие. Татарский костюм испытывает сильное влияние моды. Однако в костюме продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, привносящих в современный костюм национальное своеобразие.

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

Одежда – наиболее значимый атрибут той или иной нации. В средние века одного беглого взгляда на человека было достаточно, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «окрас», однако по-прежнему остается одной из основных и жизненно-важных вещей в жизни человека.

Традиционная одежда татар времен средневековья - распашные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь – как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали. Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна. Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами.

Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли. Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.

Давайте посмотрим, как менялась одежда татарина с его рождения и в процессе взросления. Только родившегося ребенка в ранние средние века татары заворачивали в мягкие выделанные шкурки животных или пеленки из хлопчатобумажной ткани. Заметьте, первую рубашку надевали не раньше, чем через полгода. И уже только в возрасте 3–4 лет детей начинали одевать в одежду очень похожую на одежду взрослых.

Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, — в их одежде в основном использовались черный и синий цвета. Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.

Период зрелости татарских мужчин и женщин отмечался не только максимальным набором украшений, но и изменениями в костюме. Менялся крой обуви, халатов, платьев, головных уборов.

Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.

Традиционным головным убором у мужчин была войлочная шляпа - «калпак». Это шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой. Для аристократии и знати существовал же особый вид «калпака» - представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, обычно, оторачивали тонким войлоком, а снаружи отделывали особенно дорогими материалами — бархатом, атласом.

Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны. Незамужним девушкам принято было носить «такия» - маленькую шапочку из ткани, и «бурек» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.

Национальной обувью татар считаются кожаные сапоги. Именно их татары носили повсеместно и всесезонно. Для зимы это были высокие сапоги, с широким голенищем, для лета сапоги делали из сыромятной мягкой кожи с высокими каблуками и загнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией.

Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.

Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения.

На сегодняшний день современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII в. и начала XIX века, на голову - тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах.

Видео про национальные костюмы татар:

Министерство народного образования

Республики Татарстан

СОШ № 33


Тема: «История создания татарского

национального костюма»


Выполнила:

Ученица 7Б класса

средней школы №33

Исламова Лилия


Проверил:

руководитель

Харисова Г.А


г. Нижнекамск


Введение

Декоративно-прикладное искусство татарского народа

Татарский костюм

Ювелирное искусство

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


Костюм - наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, в нем материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого.

В костюме как в зеркале отражаются занятия предков: землепашцев и скотоводов, климат и пути торговли, идеалы красоты и религия, изменение социально- экономических условий и контакты с другими народами.

Сливаясь с физическим обликом человека, костюм рассказывает об индивидуальных особенностях носителя, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах, он также и воплощение представлений народа об идеальном облике людей своей национальности, народности.

В разные периоды истории в костюме сочеталась сила традиций, моральных норм, историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Нужно отметить, что наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме - в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте, он отличается необычайным своеобразием. При всей цветовой экзотичности татарский традиционный костюм не выпадает из общей мировой тенденции моды, в нем прослеживаются стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с восточной насыщенностью цветов, обилием вышивок, применением большого количества украшений.

Изучая татарский народный костюм, мы стремились проследить пути становления декоративно-прикладного искусства татар и проявление в нем духовной жизни народа.

К коллекции народной татарской одежды постоянно обращаются этнографы и искусствоведы, художники и народные ансамбли, работники кино и телевидения.

Публикуя в работе комплексы одежды (камзол, ичиги, туфли, головной убор, ювелирные украшения, платье, штаны) мы надеемся способствовать расширению использования богатого наследия татарского народа.

Цель работы:

Выявить особенности татарского национального костюма.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) исследовать историю формирования создания татарского национального костюма;

) выявить существенные особенности, национальный колорит традиционной одежды татар;

) описать традиционные ювелирные изделия, украшающие татарский национальный костюм.

В качестве методологической основы выступили труды доктора философских наук Абдулатипова Р.Г. и этнографа Завьяловой М.К.

Метод : аналитический.

Структура работы: введение, основная часть, заключение и приложение. Содержание сопровождается иллюстративным материалом.


Замечательными творениями сотен и сотен безымянных мастеров и мастериц представляется перед нами декоративное искусство татар. Ярко и зримо обнаружил себя в нем художественный талант народа, его творческий потенциал, духовные, эстетические идеалы.

Декоративное искусство татар уходит своими корнями в глубину столетий. Пройдя сложный путь развития, оно проявилось в уникальной бугорчатой и плоской ажурной скани, в « полихромном стиле» ювелирных украшений, в вышивке орнаментальных мотивов в изделиях из кожи, в тончайшей золотошвейной вышивке полотнищ и женских головных уборов, в изящных узорных сапожках, в накладной орнаментации сельского жилища.

Прогрессивные традиции татарского народного искусства приобретают особую ценность и художественную значимость в наши дни. Призванные обогатить современную художественную культуру, они вносят в неё черты неповторимого своеобразия и высокой духовности.

Искусство татарского народа складывается из культуры этнических групп: казанских, крымских и оренбургских татар, мишарей, кряшен и другие.

Одним из древнейших видов художественного творчества является керамика. Исчезнув во второй половине 16 века, она возродилась в наши дни: в 1963году в Казани был создан керамический цех.

Гончарное дело демонстрируют дошедшие до нас разнообразные сосуды (кувшины, кумганы, корчаги и другие.), бытовые предметы (блюда, чернильницы, светильники), игрушки. Высокий уровень изделий из керамики во многом связан с достигнутой местными мастерами культурой обжига. Переливы цветов придавали сосудам легкость, динамику. (Приложение 1)

Не менее древним видом декоративного творчества татарского народа является художественная обработка металла. Это оружие, украшения, основные части конского снаряжения, аксессуары и фурнитура одежды. Материалом служили медь, бронза, серебро, золото, свинец и железо, которые обрабатывались техникой литья, тиснения и штамповки, чеканки - это был орнамент и мелкая пластика в виде скульптурок различных животных и птиц.

Вызывает восхищение орнамент, состоящий из цветов, растений из райского сада использованные в оформлении каменных надгробий, в убранстве булгарской и татарской архитектуры, что демонстрирует высокое искусство резьбы по камню.

Составляющей Восточной цивилизации является каллиграфическая письменность - одна из своеобразных областей художественного творчества татарского народа, наиболее тесно связанная с духовной культурой. Это искусство предстало перед нами в оформлении рукописной книги и своеобразной форме настенных панно «шамаилей» - с изречениями из Корана. (Приложение 2)

Как целостная система декоративно прикладного творчества татарского народа предстает перед нами искусство национального костюма. Степень рукотворности татарского костюма зависит от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции и рассмотренный нами в следующем параграфе.


2. ТАТАРСКИЙ КОСТЮМ


Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм можно увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов.

Он включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды: летнего зноя или зимнего холода, а так же жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью. В оформлении костюма важную роль играют художественные вкусы и религиозные воззрения.

Кроме того, в разных областях и регионах проживания татар сложились свои особенности в одежде. В целом же в основе татарского костюма лежат древние формы тюркской одежды. Это так называемый кульмэк - традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом. В комплекс костюма входили также камзол - жилет в талию, казакин, чекмень, бешмет. Разнообразными были формы головных уборов: такья - шапка полусферической формы с опушкой из меха и без нее, каляпуш (тюбетейка), калфак, шитые из войлока, меха и тканей. Костюм дополнялся узорной обувью - ичиги, читек (сапожки из кожи) на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи, бархата и другого материала с каблуками и без них. (Приложение 3).

Классически традиционный комплекс татарского народного костюма складывается с середины 18 века, но характерный, дошедший до нас его облик относится к более поздним временам - 19-20 в.в. Большинство их сохранилось в деревенских сундуках наших бабушек или в собраниях музеев.

Татарский костюм вбирает в себя многие виды декоративного творчества народа. Это и ткачество, и вышивка, и золотое шитье, и художественная обработка кожи.

Драгоценные изделия из золота и серебра были основным элементом костюма знати. Украшения были частью одежды: металлические пояса с крупными застежками- каптырма, массивные ажурные пуговицы, воротниковые подвески - яка чылбыры, закрепляющие ворот платья, нагрудники - изю, закрывающие разрез на груди. Все они декорировались камнями и самоцветами. Немаловажную роль в костюме играла вышивка, которая располагалась на подолах и рукавах женского платья, фартуках, платках и головных покрывалах - орпэк. Сверкающие островки драгоценного золотого шитья украшали камзолы, тюбетейки, калфачки и праздничную обувь. (Приложение 4,5,6).

Различные детали оформления татарского костюма со временем постепенно меняются, реагируя на изменяющиеся художественные вкусы и тенденции развития одежды. Костюм становится более практичным, легким, избавляется от утяжеляющих и усложняющих его деталей. Исчезают такие традиционные его элементы, как нагрудная перевязь - хаситэ, изю, покрывала на голову и другие. Татарский костюм испытывает сильное влияние моды. Однако в костюме продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, привносящих в современный костюм национальное своеобразие.


3. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО


Всемирное признание получили произведения татарских ювелиров - комешче. Веками складывались и совершенствовались традиции художественной обработки металла: от изделий древнебулгарских мастеров к более поздним украшениям периода Казанского ханства и далее - к украшениям середины XVIII - начала XX века.

Изделия татарских ювелиров представлены в виде богатейших коллекций, хранимых в фондах музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы и ряда крупных городов Поволжья.

Продукция ювелиров была очень разнообразна. Это различные украшения женской одежды: воротниковые подвески, нагрудные перевязи, металлические пояса, пуговицы, различные бляхи, футляры для миниатюрных коранов, застежки для камзолов и украшения нательные: серьги - алка, ожерелья - муенса, накосники - чулпы, браслеты - белэзэк, перстни - йозек, кольца - балдак.

Шумящие или звенящие при ходьбе украшения также должны были оберегать их носительниц от злых сил. (Приложение 7).

Материал - золото или серебро, формы украшений, используемые в них камни и самоцветы имели магический и символический смысл, который переплетался с обрядностью, религией, мифологией. Некоторые из украшений были амулетами и талисманами, служившими оберегами. Верили, что они приносят благополучие и счастье. Однако постепенно они теряют свой древний смысл и становятся лишь декоративными элементами одежды, символами знатности и национальной принадлежности их владельцев.

Изделия татарских ювелиров оригинальны и самобытны. Они вписали яркую страницу в историю национальной культуры татар. Великолепные по форме и совершенные по исполнению они достались нам как духовное наследие многих поколений мастеров и вошли в сокровищницу мирового искусства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В начале 20 века из жизни татарского народа исчезли многие виды художественного ремесла, ювелирных украшений, традиционных элементов костюма. Это было связано с тем, что уменьшился потребительский спрос на старинные виды изделий; лишение промыслов экономической базы привело к утрате народных основ декоративного искусства, его художественности.

Однако традиционный татарский костюм существует без изменений и в наше время в практике фольклорно-музыкальных ансамблей. Художественные модельеры разрабатывают некоторые декоративные мотивы национальной одежды в современном костюме: нагрудники, воланы, оборки, рубахи, и шаровары, шлемовидные шапки.

Степень рукотворности татарского костюма зависит от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции. Каждому из народов свойственны свои отличительные черты, делающие его по-особенному привлекательным, интересным. Воспевая самые нежные и хрупкие создания природы - цветы, мастера татарского национального костюма умеют передать их очарование, ту особую тонкость и поэтичность, которые присущи им. Изысканное сочетание узора и фона вышивки по цвету, динамика в композиции орнамента - вот чем пленяют творения татарских вышивальщиц.

Таким образом, искусство национального костюма предстает как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа.

Не следует забывать традиций, перешедших к нам от наших прадедов и прабабушек. Например, можно украсить национальным орнаментом предметы быта, одежду, другие вещи. Для этого нужно очень внимательно изучать произведения прикладного искусства народа, искать собственную дорогу к роднику народного творчества и черпать из него полной пригоршней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

татарский национальный костюм искусство

1.Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.

2.Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Loading...Loading...