Зилоты кто такие. Зилоты

Зилоты

Зилоты (зелоты), самое радикальное политич. направление среди иудеев, возникновение к-рого связано с восстанием Иуды (см. Иуда 7) Галилеянина (Деян 5:37) . У З. было очень сильно выражено национально-патриотическ. чувство. Стремясь изгнать римлян, они в 66 г. по Р.Х. стали зачинщиками Иудейской войны. В этой войне они боролись не только с римлянами, но и с умеренно настроенными представителями своего народа. Судя по прозвищу "ревнитель" (греч. зелотес (Лк 6:15; Деян 1:13) арам. каннай = "кананит" в Синод. пер. (Мф 10:4; Мк 3:18)) , к этой партии принадлежал апостол см. Симон .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Зилоты" в других словарях:

    - (греч. zelotai букв. ревнители), политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… … Большой Энциклопедический словарь

    - (по гречески ревнители) политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке народных масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено… … Исторический словарь

    - (иноск.) ревнители, непримиримые намекъ на зилотовъ, іудейской религіозно политической партіи, боровшейся за свою политическую самостоятельность. Девизъ ея: нѣтъ владыки, кромѣ Іеговы, нѣтъ подати, кромѣ храмовой, нѣтъ друга, кромѣ Зилота. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ЗИЛОТЫ. см. зелоты. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. ревнители). 1) иудейская религиозно политическая партия, «непримиримых», игравшая значительную роль в последние годы борьбы иудейского народа за свою политическую самостоятельность. 2) вообще непримиримые, ревнители. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Это статья о греческой политической группировке XIV века. О зилотах мира StarCraft см. Протосс. Не следует путать с зелотами. Зилоты (от греч. ζηλωτής, букв. «ревнитель, приверженец») анти аристократическая политическая группировка в… … Википедия

    - (греч. zēlōtai, буквально ревнители) политическая группировка 40 х гг. 14 в. в Фессалониках (Византия). Возникла в период острой борьбы между константинопольским правительством Алексея Апокавка (проводившего политику централизации… … Большая советская энциклопедия

    - (греч. zēlōtái, буквально ревнители), политическая группировка XIV в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… … Энциклопедический словарь

    - (греч., ед. ч. znlotns ревнитель) радикальная политич. группировка в Фессалониках (Византия), руководившая восстанием 1342 50, вспыхнувшим в условиях ожесточ. борьбы феод. клики Иоанна Кантакузина против пр ва Иоанна V. Вожди З. Михаил и Андрей… … Советская историческая энциклопедия

    Зилоты - (греч. zelotai ревнители) радикальная полит, группировка в Фессалонике, богатом торгово ремесленном центре, сохранявшем некоторую экономим, самостоятельность. Полит, власть в Фессалонике сосредоточилась в руках феодалов и духовенства, которые… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

церк.-политич. партия в Византии, выступавшая с 8 в., со времени иконоборчества, против вмеша-тельства императора в церк. дела и отстаивавшая независим. церкви от светской власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗИЛОТЫ

греч., ед. ч. znlotns - ревнитель) - радикальная политич. группировка в Фессалониках (Византия), руководившая восстанием 1342-50, вспыхнувшим в условиях ожесточ. борьбы феод. клики Иоанна Кантакузина против пр-ва Иоанна V. Вожди З. - Михаил и Андрей Палеологи, митрополит Иакинф. В результате восстания З. в Фессалониках была установлена коммуна. Социальная программа З. недостаточно выяснена, изучение ее осложняется тем, что осн. источник для изучения требований З. - "Слово" Николая Кавасилы - риторичен, а в последнее время поставлена под сомнение (амер. историк И. Шевченко) сама возможность относить его к З. В восстании участвовали широкие слои горожан, а возможно и сельского населения окрестных земель (сов. историк Б. Т. Горянов). Осн. опорой З. были моряки. Органы власти Фессалоникской коммуны - совет и два архонта. Движение З. распространилось и на ряд окружавших Фессалоники городков. Недостаточно изучен вопрос об идеологии З. Кантакузин сообщает, что восставшие высмеивали христ. таинства. Этапы восстания З.: 1) 1342-43 - политич. переворот, изгнание динатов, переход власти в руки богатых купцов; 2) 1343-45 - рост влияния гор. и сел. бедноты, возглавляемой З., ликвидация аристократич. заговоров; 3) 1345-49- гегемония плебейских масс города; 4) 1349-50 - бегство Андрея Палеолога и спад движения. В 1349 Кантакузин занял Фессалоники. Восстание З. стоит в одном ряду с движением в купеч. городах Италии 14 в., однако теория рум. историка О. Тафрали, объяснявшего переворот З. прямым влиянием восстания в Генуе 1339, отвергнута (И. Шевченко, чеш. ученый В. Грохова). Восстание З. было не революцией (как считают О. Тафрали, сов. историк А. К. Бергер), а антифеод. революц. движением (Э. Вернер, ГДР), поражение к-рого ускорило упадок Византии. Лит.: Бергер А., Демократич. революции в Византии в 14 в., в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, (т.) V, М.-Л., 1930; Горянов Б. Т., Поздневизант. феодализм, М., 1961, с. 303-74; Вернер Э., Нар. ересь или движение за социально-политич. реформы? Проблемы революц. движения в Солуни в 1342-1349 гг., в сб.: Визант. Врем., (т.) 17, М.-Л., 1960; Hrochov? V., La r?volte des z?lotes а Salonique et les communes italiennes, "Byzantinoslavica", XXII, 1961; Semcenco I., Nicol?s Cabasilas´ Anti-Zealot discourse.A reinterpretation, в сб.: Dumbarton Oaks Papers, v. 11, 1957.

(лат. sicae ), которые они прятали под одеждою и которыми поражали насмерть всех лиц, совершавших какое-либо святотатство или что-либо противное духу иудаизма .

Галилея с самого начала оказалась театром этих военных действий.

Зелоты сражались с прямо-таки сверхчеловеческими усилиями против воинов, испытанных в бесчисленных боях во всем тогда известном свете, и если они уступали перед превосходством военного искусства или численностью своих врагов, нередко вследствие измены в собственных рядах своих, то умирали настолько храбро и шли на мученичество так геройски, что вызывали изумление и суеверный страх в своих победителях. Собственно описание Иосифа трагической кончины последнего великого предводителя зелотов, Элеазара б.-Яир, и его воинов после осады и падения Масады («Иуд. война», VII, 8-9) служит лучшим опровержением тех злобных нападок на них, которые позволяет себе Флавий. Во время осады Иерусалима Зелотов не испугали даже поражение, испытанное в Галилее, и чудовищное избиение их сотоварищей: их уверенность в окончательную победу священного города с его могучими стенами оставалась у них непреклонною.

Впрочем, между зелотами и синедрионом происходили вечная вражда и пререкания; не ладили между собою и руководители зелотов.: вместо того, чтобы действовать по точному плану, выработанному одним авторитетным предводителем, они дробили свои силы на части; во главе одной из них стоял Шимон Бар-Гиора, во главе другой - Элеазар б.-Симон и Симон б.-Яир (Эзрон), во главе третьей - Иоханан из Гискалы, а во главе четвертой, состоявшей преимущественно из полуварварских идумеян, - Яков б.-Сосас и Симон б.-Катла («Иуд. война», V, 6, §§ 2-3; VI, 1).

Для того, чтобы насильно принудить состоятельных и более миролюбиво настроенных граждан к активному вмешательству, рассвирепевшие зелоты подожгли кладовые с зерном, заготовленным для нужд народа на время осады («Иудейск. война», V, 1, § 4). Это трагическое обстоятельство упоминается в Aboth r. Nath., VI (ed. Schechter, 32), в единственном талмудическом месте, говорящем о «Kannaim» как о политической партии. Вторая версия (ed. Schechter, 31) имеет вм. Kannaim «Sicarii» и совпадает с Гитт., 56, Echa r., к I, 5 и Kohelet. rab., VII, 11, упоминая о трех богатых иерусалимцах, склонных жить в мире с Римом и пострaдавших от того, что З. подожгли их амбары; то были Бен-Кальба Шабуа, Бен-Цицит га-Кассат и Никодим (Никомед б.-Горион; ср. Grätz, l. с., 527-528; Derenbourg, l. с., 284). В Коhеl. rab., VII, 11 инициатива в поджоге кладовых приписывается предводителю зелотов («Реш-Бариону»; см. Бен-Батиах).

Шимон бар-Гиора и Иоханан из Гискалы пережили падение Иерусалима и участвовали в Риме в триумфальном шествии Тита. Шимон с веревкой на шее был доставлен на форум и свергнут с Тарпейской скалы («Иуд. война», V, 5, § 6). Много зелотов пало под ударами меча или под пыткой, те же из них, которым удалось бежать в Александрию или Киренаику, вызвали своей непримиримою враждою к Риму оппозицию людей миролюбивых, однако, в конце концов подверглись столь же трагической участи, как их собратья («Иуд. война», VII, 6, §§ 1-5; 10, §§ 1-4). Всех зелотов воодушевлял дух отчаяния и недоверия к будущему; эти качества и побуждали их предпочитать ужаснейшие пытки и смерть римскому рабству.

История высказалась в пользу фарисеев, признавших за школами (см. Иоханан бен-Заккаи) больше жизненного значения для евреев, чем за государством и храмом; однако зелоты также имеют право на признание за свою беспримерную стойкость. Среди учеников Иисуса упоминается некий Симон Зилот (Лука, VI, 15; «Деян.», I, 13). Это же лицо евангелисты Матф 10:4 и Марк 3:18 именуют «Ханаанеем», очевидно, исказив здесь слово הקנאן (га-каннан ).

Политическая группировка в Фессалониках (Греция). В г. возглавили движение за автономию Фессалоник и захватили власть в городе. В г. движение зилотов было подавлено византийским императором Иоанном VI с помощью турок , при активной поддержке православной церкви и особенно афонских монахов-исихастов .

Зилот (ревнитель) (Лк. VI, 15, Деян. I, 13) - прозвание, данное одному из 12 апостолов - Симону, для отличия от другого апостола Симона-Петра. У евангелистов Матфея (X, 4) и Марка (III, 18) он называется Кананитом, что с еврейского имеет то же значение, что и греческое слово зилот. В Иудее во времена Христа существовала секта зилотов-особо фанатичных ревнителей закона, ни с чем не считавшихся, не признававших над собой никакой власти, кроме власти Бога, приведших в конце концов к уничтожению Иерусалима. Прозвание зилотов в своем начале, вероятно, не было прозванием известной впоследствии по своему фанатизму секты и могло усвояться всякому, кто отличался особенной благочестивой, разумной ревностью по Боге и вере, и в чистом смысле не заключало в себе ничего предосудительного. Но со временем между иудеями явились такие ревнители, которые простирали свою ревность слишком далеко за пределы истинной ревности. Имеют ревность по Боге, свидетельствует о них св. ап. Павел, но не по рассуждению (Рим. X, 2). Тогда как истинные ревнители особенно старались только о сохранении истинной веры и очищении себя от нечистот языческих, последние - мнимые и крайние ревнители и фанатики ревновали о внешней свободе, проповедовали, что народ не должен платить дани кесарям, признавали над собой господство только одного Бога и таким образом возбуждали в народе мятежи и возмущения, и даже преследовали и убивали тех, которые учили не согласно с ними и противились им (Деян. гл. VI, VII). Зилоты были, можно сказать, главными виновниками всех последующих мятежей и возмущений иудеев против римлян и всех тех бедствий, которые обрушились наконец на политическую жизнь этого народа. Те галилеяне, о которых упоминает св. ев. Лука (ХIII, 1) и кровь которых Пилат смешал с жертвами их, как полагают, принадлежали к секте зилотов. К этим же ревнителям, по-видимому, следует отнести и убийц св. первомученика Стефана (Деян. гл. VI, VII).

Современники зилотов, особенно симпатизирующие их политическим противникам, оставили мало информации о правлении в Фессалониках. Зилоты создали эффективную систему гражданского самоуправления, которая просуществовала восемь лет. При них имущество аристократии было конфисковано и перераспределено. Предположительно, поскольку город находился в состоянии непрерывной осады, было введены равные права для всех граждан.

Предпосылки

Ссылки

  • Павел Троицкий. «Правда» и правда о гонениях на зилотов.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зилоты" в других словарях:

    - (греч. zelotai букв. ревнители), политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… … Большой Энциклопедический словарь

    - (по гречески ревнители) политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке народных масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено… … Исторический словарь

    - (зелоты), самое радикальное политич. направление среди иудеев, возникновение к рого связано с восстанием Иуды (см. Иуда 7) Галилеянина (Деян 5:37). У З. было очень сильно выражено национально патриотическ. чувство. Стремясь изгнать римлян, они в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (иноск.) ревнители, непримиримые намекъ на зилотовъ, іудейской религіозно политической партіи, боровшейся за свою политическую самостоятельность. Девизъ ея: нѣтъ владыки, кромѣ Іеговы, нѣтъ подати, кромѣ храмовой, нѣтъ друга, кромѣ Зилота. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) - (греч. zēlōtái, буквально ревнители), политическая группировка XIV в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… … Энциклопедический словарь

    - (греч., ед. ч. znlotns ревнитель) радикальная политич. группировка в Фессалониках (Византия), руководившая восстанием 1342 50, вспыхнувшим в условиях ожесточ. борьбы феод. клики Иоанна Кантакузина против пр ва Иоанна V. Вожди З. Михаил и Андрей… … Советская историческая энциклопедия

    Зилоты - (греч. zelotai ревнители) радикальная полит, группировка в Фессалонике, богатом торгово ремесленном центре, сохранявшем некоторую экономим, самостоятельность. Полит, власть в Фессалонике сосредоточилась в руках феодалов и духовенства, которые… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э.

Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества , для достижения которой считались пригодными любые средства . К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с наследием царя Иудеи Ирода Великого . С фасада Иерусалимского храма , отстроенного Иродом, они сбили золотого орла как побуждающего к идолопоклонству и намекающего на римское владычество.

Зелоты, будучи непримиримыми противниками римлян, решили бороться до конца, обосновывая это также тем, что Израилем может управлять только Мессия - потомок Давида . Наиболее отважные воины выделились в отдельное крыло и получили от римлян прозвище «сикарии» («убийцы», «кинжальщики»). Их радикальные воинственные действия привели к войне с римлянами. Так, один из сикариев Менахем , сын Иуды, захватив крепость Масаду , перебил римский гарнизон.

Наиболее известные зелоты - Симон (Шимон) Бар-Гиора и Йоханан из Гискалы . Иногда зелотов рассматривают как основанную Иудой Галилеянином и Садоком Фарисеем «четвёртую секту » (наряду с фарисеями , саддукеями и ессеями), о которых упоминал участник Иудейских войн Иосиф Флавий .

Напишите отзыв о статье "Зелоты"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Зелоты

Пурга встретила меня, как всегда, очень дружелюбно, но за эти три месяца она как бы чем-то изменилась. Была очень грустной, с замедленными движениями, и не высказывала слишком большого стремления выйти наружу. Я спросила хозяйку, почему она такая «другая»? Соседка сказала, что бедная Пурга, видимо, тоскует по хозяину и ей очень её жаль.
– Попробуй, – сказала она, – если сумеешь её «оживить» – она твоя!
Я просто не могла поверить тому, что услышала, и мысленно поклялась ни за что на свете не упустить этот шанс! Осторожно подойдя к Пурге, я ласково погладила её влажный, бархатистый нос, и начала тихонечко с ней разговаривать. Я говорила ей, какая она хорошая и как я её люблю, как прекрасно нам будет вместе и как сильно я буду о ней заботиться… Конечно же, я была всего лишь ребёнком и искренне верила, что всё, что я говорю, Пурга поймёт. Но даже сейчас, спустя столько лет, я всё ещё думаю, что каким-то образом эта удивительная лошадь меня и в правду понимала... Как бы там ни было, Пурга ласково ткнулась мне в шею своими тёплыми губами, давая понять, что она готова «пойти со мной погулять»... Я кое-как на неё взобралась, от волнения никак не попадая ногой в петлю, изо всех сил постаралась успокоить своё рвущееся наружу сердце, и мы медленно двинулись со двора, поворачивая нашей знакомой тропинкой в лес, где она, так же, как и я, очень любила бывать. От неожиданного «сюрприза» меня всю трясло, и я никак не могла поверить тому, что всё это по-настоящему происходило! Мне очень хотелось себя сильно ущипнуть, и в то же время я боялась, что вдруг, прямо сейчас, проснусь от этого чудесного сна, и всё окажется всего лишь красивой праздничной сказкой... Но время шло и ничего не менялось. Пурга – моя любимая подруга – была здесь со мной, и только чуть-чуть не хватало, чтобы она стала по-настоящему моей!..
День моего рождения в том году выпал на воскресение, а так как погода была просто великолепной, многие соседи в то утро прогуливались по улице, останавливаясь поделиться друг с другом последними новостями или просто подышать «свежепахнувшим» зимним воздухом. Я чуточку волновалась, зная, что сейчас же стану объектом всеобщего обозрения, но, несмотря на волнение, очень хотела выглядеть уверенной и гордой на моей любимой красавице Пурге... Собрав свои «растрёпанные» эмоции в кулак, чтобы не подвести чудесную подружку, я тихонечко тронула её бок ногой, и мы выехали за ворота... Мама, папа, бабушка и соседка стояли на дворе и махали нам вдогонку, как будто для них, так же, как для меня, это тоже было каким-то невероятно важным событием... Это было по-доброму смешно и забавно и как-то сразу помогло мне расслабиться, и мы уже спокойно и уверенно поехали дальше. Соседская ребятня тоже высыпала во двор и махала руками, выкрикивая приветствия. Вообще, получился настоящий «праздничный кавардак», который развеселил даже прогуливающихся на той же улице соседей...
Loading...Loading...