КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе на тему:
«ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Направление: познавательно-речевое развитие.
Образовательная область: познание.
Цели:
Образовательные : сформировать обобщенное представление детей о зиме как времени года, особенностях живой и неживой природы, особенностях деятельности детей зимой. Расширять представления о том, как зимуют звери и птицы.
Развивающие: развивать познавательную активность детей: устанавливать причинно-следственные связи; развивать диалогическую форму речи.
Воспитательные : воспитывать желание оказывать помощь животным и птицам зимой, позитивное отношение к зиме.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Оборудование:
Картинки с изображениями зимующих птиц, диких животных, зимних развлечений, изображение дерева.
1.Организационный момент.
Стук в дверь, входит Незнайка с корзинкой в руке.
Незнайка. – Здравствуйте! Ребята, вы узнали меня? (Да). Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в лес. Будем грибы, ягоды собирать.
Воспитатель. – Ребята, хотите пойти в лес с Незнайкой? (Да). А сможем ли мы сейчас найти грибы и ягоды? (Нет). А почему? (Потому что сейчас зима).
Наверное, Незнайка ничего не знает о зиме.
Ребята, давайте отправимся вместе с Незнайкой в зимний лес и расскажем ему о зиме. Но на чём же мы поедем?
Незнайка. – А у меня есть волшебная палочка! Раз, два, три – палочка нас в лес неси!
2.Беседа о зиме.
Воспитатель. – Ну, вот мы и попали в лес. Посмотрите, как тут красиво!
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Воспитатель
Как вы узнали, что сейчас зима?
Какие приметы зимы вы ещё знаете?
А почему зимой холодно? (Солнце плохо греет, дает мало света и тепла, потому что день короткий, а ночь длинная.)
Чем покрыта земля зимой? (Землю покрывает снег.)
Чем покрыты реки и озёра? (льдом).
Какой ветер бывает зимой? (холодный)
Правильно, зимой часто бывают метели. Все покрыто снегом, очень холодно, мало светит солнце, вода замерзла, деревья стоят голые.
Незнайка. – А почему деревья без листьев, они что погибли?
Воспитатель. – Давайте объясним Незнайке, так ли это? (Деревья зимой спят).
А когда на деревьях появятся листья? (Когда наступит весна)
Незнайка. – Как тихо зимой в лесу. Все птицы улетели на юг.
Воспитатель. - Ребята, разве все птицы улетели? (нет) - Каких зимующих птиц вы знаете?
(Воспитатель сажает зимующих птиц на дерево.)
Незнайка. – Наверное, птицы голодают?
Воспитатель. – Ребята, чем же питаются птицы в лесу? (ягодами, семенами растений, шишек). – Как люди помогают птицам перенести сильные морозы? (Подкармливают птиц, вешают кормушки.)
Правильно. Мало корма находят птицы зимой, поэтому они летят ближе к людям. А люди их подкармливают.
Незнайка. - Про птиц я все понял. А давайте поиграем!
Физкультминутка:
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
3.Беседа о диких животных.
Незнайка. – А звери все, наверное, убегают в Африку?
Воспитатель. – Ребята, давайте расскажем Незнайке, как животные приспосабливаются к зиме.
Каких животных можно увидеть в зимнем лесу?
Воспитатель. – Ребята, расскажите Незнайке про белку.
Где живет белка? (В дупле)
Ей совсем не холодно, почему? (Она в теплой шубке.)
Белка не голодная. Чем она питается? (Орешками, грибами.)
Как она спасается от опасности? (Быстро перепрыгивает с дерева на дерево, с ветки на ветку.)
Воспитатель.
Ребята, расскажите Незнайке про зайца.
Как заяц зимует? (к зиме у него вырастает теплая белая шерсть)
Чем заяц питается? (Корой деревьев, ветками.)
– Есть ли у зайца враги? Как он от них спасается? (Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти.)
Незнайка . В зимнем лесу и на высоких деревьях веточки съедены – ведь зайцу их не достать. Кто бы это мог быть? (Лось)
Воспитатель - А люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью.) - Какой у лося враг? (Волк.) - Как он спасается от него? (Либо убегает, либо защищается передними копытами.)
Незнайка. – Ребята, расскажите про волка.
Воспитатель. - Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Волк является «санитаром леса».)
Воспитатель. – Лес зимой красивый, сугробы высокие.
Почему из сугроба иногда идет пар? Кто бы это мог быть? (Медведь. Он впадает в спячку.)
Как медведь зимует? (спит в берлоге всю зиму) - Ему холодно?
Незнайка. – А мне нравится лиса. Расскажите мне еще про нее.
Воспитатель. – Где живет лиса? (В норе.) – На кого она охотится? (Лиса охотится за зайцами и мышами, еще она крадет кур.)
Воспитатель: Незнайка, ты понял теперь как зимуют дикие животные?
Незнайка. – Про животных я все понял: они приспособились зимовать в лесу.
Воспитатель. – Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
Незнайка. – Вот моя волшебная палочка! Раз, два, три – палочка нас в детский сад неси!
4.Беседа о зимних развлечениях.
Воспитатель. – Ребята, а вы любите зиму?
Воспитатель. – А во что мы любим играть зимой?
Дидактическая игра «Зимние игры».
Давайте поиграем:
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду летим,
И снегурку лепим мы,
Гостью-Зиму любим мы!
Незнайка.- Как хорошо зимой! Мне так понравилась наша зимняя прогулка.
5.Итог:
– Где мы с вами были?
–Что нового мы узнали?
– Незнайка, теперь ты понял, что такое зима.
Незнайка : Спасибо, ребята! Я всё понял: грибы и ягоды зимой в лесу не найти. Лучше я возьму лыжи и пойду кататься. До свидания.
Воспитатель средней группы МБДОУ №31 города Апатиты Воробей Оксаны Николаевны
Цель:
Воспитывать любовь к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Задачи:
- Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать.
- Развивать сообразительность, оригинальность и гибкость мышления;
- Повышать уверенность в себе;
- Формировать диалогическую форму речи;
- Воспитывать бережное отношение ко всем лесным жителям, научить заботиться о лесе.
Оборудование:
- картина- загадка;
- игрушки диких животных, лесовичок, деревья;
- листы с недорисованным рисунком, фломастеры.
Этюд «Что там происходит?» .
Воспитатель: Сейчас садитесь поудобнее и представьте, кого художник изобразил на картине. А вам интересно? Так давайте выразим свой интерес с помощью жестов и мимики. Голову повернём, одну ногу выдвинем вперёд и на неё перенесём вес своего тела; одну руку поставим на бедро, а другую опустим вдоль тела.
Воспитатель: Вместе с животными в лесу живёт Лесовичок и приглашает нас к себе в гости, но лес его очень большой, и чтобы не заблудится, мы пойдём друг за другом по тропинке. Предлагаю в лес пойти и животных там найти.
Но прежде чем путь начать, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Ответы детей: (нельзя шуметь, мусорить, ломать деревья и кустарники)
Лесовичок:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Нельзя даже громко петь:
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Воспитатель: Дорожка привела нас на лесную опушку. Присаживайтесь на брёвнышки, что вы слышите (звуки природы) .
Релаксационная минутка «Звуки живой природы» .
Динамическая пауза «Покажи отгадку» .
Лесовичок предлагает детям отгадать, кто его друзья, и поиграть с ними.
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу,
Ярко-рыжую (лису)
.
(Для показа лисы делать мягкий шаг с полуприседаниями, носки вытягивать вперёд, руки полусогнуты в локтях, прижаты к туловищу.)
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный? (волк)
. (Твёрдая походка, сердитое выражение лица)
.
Он в дупло засунул лапу,
И давай рычать, реветь,
Ох, какой же он сластёна,
Косолапенький (медведь)
.
(Ходьба вперевалочку: вес тела переносится с одной ноги на другую, ноги на ширине плеч, носки смотрят друг на друга) .
Воспитатель: Молодцы ребята всех обитателей леса вы отгадали.
А почему близко нельзя подходить к животным?
Ответы детей: (могут ранить, укусить; испугаются и далеко убегут от дома; могут болеть и заразят нас) .
Как называются жилища диких животных
Ответы детей: Медведь живёт в берлоге; У ежа – норка; Волк живёт в логове и т.д.
Физминутка
Раз, Два, три, четыре, пять!
Как животных нам назвать? (шагают на месте)
.
С людьми они не знаются,
В лесу они скрываются (хлопают в ладоши)
По картинкам все их знают. (ладони складывают в виде книг)
Волк, лиса, медведь и заяц (указательным пальцем правой руки, загибают пальцы на левой руке)
Это звери дикие, лесные (изображают деревья)
Лесовичок: В лесу беда, приходили к нам туристы и оставили лесным жителям подарки.
Воспитатель: Ребята как можно помочь лесу и его обитателям? (нужно собрать мусор и забрать его с собой) .
Давайте поможем Лесовичку. (убирают мусор с поляны)
Нам пора возвращаться домой.
Лесовичок: До свидания ребята! Я останусь в лесу, и буду помогать лесным жителям.
До свиданья старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинке мы гуляли,
На опушке побывали,
Подружились мы с тобой
А теперь домой бегом!
Воспитатель: Ребята нам письмо передал Лесовичок, а в письме
Молодцы ребята вы справились. А ещё Лесовичок просил вам передать подарок от Белочки и ежа. (дети получают сладкие подарки)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 «Звездочка»
Образовательная деятельность в средней группе
по физическому развитию
Инструктор по физической культуре: Латыпова Ирина Владимировна
ТЕМА: « Прогулка в зимний лес»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Цель : укрепление здоровья детей, воспитание у детей потребности в занятиях физкультурой, формирование правильной осанки.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей ходить по гимнастической скамейке
(с перешагиванием предметов).
Упражнять в подлезании в обруч (боком).
Совершенствовать умения в прыжках на двух ногах.
Развивающие:
Развивать физические качества детей (скорость, выносливость, координацию).
Воспитательные:
Воспитывать организованность и выдержку, дружеские отношения.
Оздоровительные:
- способствовать формированию правильной осанки.
Оборудование: гимнастические скамейки, обруч, шишки.
Место проведения : музыкально-спортивный зал.
Время проведения : 20 минут.
Ход занятия.
Части и содержания занятия |
Дозировка |
Организационно- методические |
1. Вводная часть. Дети входят в зал, построение в шеренгу. на носках, с высоким подниманием колена, на внешней стороне стопы Бег в чередовании с ходьбой 2.Основная часть. Комплекс О.Р.У. 1. Погреем ручки. В.: 1-3 -хлопки впереди 1-3 -хлопки по плечам 1-3 -хлопки по коленям 2. Погреем ножки . И.П.: ноги //, руки на поясе. В.: 1-3 -присесть, похлопать по носкам, встать 1-3 -похлопать по 3. Лыжник. И.П.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. В.: 1-3 -наклониться вперед, руки отвести назад. 1-3 -вернуться в и.п. 4. Попрыгаем. И.П.: о.с., руки на поясе. В. 1-6 -пружинка, 1-6 -прыжки. Основные движения. (способ выполнения поточный). Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы. Подлезание в обруч (боком). П/И « Зайцы и медведь». 3. Заключительная часть. Дыхательная гимнастика: 1. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м». 2. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь - «сдуваем снежинку с руки». Спокойная ходьба. |
3 мин. 10 сек. 10 сек. 10 сек. 10 сек. 20 сек. 15 мин. 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 3 раза 3 раза 2 мин . |
Педагог предлагает: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в зимний лес. На пути нам могут встретиться преграды. Чтобы их преодолеть, нам нужно быть сильными, ловкими, смелыми. Приготовились, отправляемся в поход. Идем тихо, чтобы не разбудить зверей; Идем по глубокому снегу; Идем как медведи. Разбудили медведя, побежали, спокойная ходьба. Ребята, а вы не замерзли? Давайте погреемся. Сначала будем греть руки. Погреем ноги. Покатаемся на лыжах. А теперь, попрыгаем. На нашем пути речка, ее перейдем по мосту. Будьте внимательны. Ветер сорвал шишки. Ураган повалил дерево, будем под него подлезать. Разбудили медведя. Давайте, с ним поиграем. Медведю понравилось с вами играть, он приготовил вам сюрприз. Какой в лесу свежий воздух! Давайте подышим. Посмотрите, летят снежинки. Давайте, поймаем на ладонь и сдуем их. Пора возвращаться домой. Молодцы! Никого не потеряли в лесу, преодолели все препятствия, не испугались медведя. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» № 166
г. Кемерово
Савельева Елена Николаевна ,
учитель – логопед
Тема: «Прогулка в зимний лес»
(конспект занятия-игры по логопедии в средней группе)
Цель: Создание игровой ситуации, развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизация и актуализация словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя.
Совершенствование навыков звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной моторики, координации движения, творческого воображения. Обучение детей приемам эмпатии.
Воспитательные задачи:
Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе. Воспитывать совершенное чувство прекрасного от общения с природой.
Предварительная работа:
На познавательных занятиях проводится беседа об образовании снежинок (из водяных капелек), о форме снежинок (у них всегда 6 концов). Дыхательное упражнение «Снежинки» (координация речи с движением, развитие воображения). Н.В. Нищева (конспекты логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР).
Слушание музыки: «Уж ты, зимушка-зима», симфония П.И. Чайковского «Зимние грёза», пьесы из цикла «Времена года».
Изобразительная деятельность: рисование елочки в снегу, снежинки.
Чтение художественной литературы о зиме: рассказ про зайца.
Стихи: предлагаемые Н.В. Нищевой. «Зима пришла», «Снежинки», «Первый снег», «Всё злее…..», загадки о зиме, зимних забавах.(Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.-55-56 c.)
Игры и упражнения: Н.В. Нищева «Снежная баба» (координация слова с движением, развитие творческого воображения), пальчиковая гимнастика: «Снежок» (координация речи с движением, развитие воображения).
(Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.-57 c.)
Речевая игра: «Зимой».
Оборудование:
Музыка П.И. Чайковского из концерта «Времена года» - «Русская зима».
Вешалка с зимней одеждой. Фланелеграф – на нем кубики-сугробы, снежинки. Зимний лес-панно, ёлки, зимующие птички (снегири, синички). Игрушки: зайчик беленький, мишка. Маски. Картинки: зимний лес, лыжи, зимняя шапка, зимняя куртка, зимние сапоги, зимний шарф, деревья, полянки, ёлочки, кусты, снежинки. Пиктограммы, дерево обгрызанное. кустики, снежинки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Звучит музыка П.И. Чайковского из концерта «Времена года». (дети входят под музыку).
Л : Дети, к нам пришли в гости наши друзья. Поздоровайтесь. Здравствуйте гости дорогие!
Введение в тему:
Л : Дети, Зимушка-зима пригласила нас на прогулку в зимний лес.
На чем бы вы хотели туда отправиться?
Д : На лыжах, на санках, на машине, на коньках (выбор).
Л : Какую одежду наденете?
Д : Зимнюю одежду.
Л : Правильно, зимнюю одежду (подчеркивается голосом - зимнюю). Какие сапоги обуете? (зимние сапоги).
Какую шапку наденете? (зимнюю шапку).
Л : Оделись, молодцы! Встали на лыжи, взяли палки. В путь. По какой дороге поедем?
Д : По зимней дороге (имитируют езду на лыжах). Панно зимнего леса.
Л : (ежится). А вот и зимний, сказочный, волшебный лес. Как в лесу?
Д : Холодно. Мы замерзли.
Л : Да, ребята Мороз не велик, а стоять не велит. Чем покрыты все деревья?
Д : Пушистым, мягким, белым, чистым, мохнатым, холодным снегом.
Л : А еще, что покрыл снег?
Д : Ёлочки, кустики, полянки.
Л : А из чего состоит снег?
Д : Из снежинок.
Л : Подул ветерок на снежинки. Снежинки? Что снежинки делают? (снежинки – полетели,стали кружиться, падать, на землю ложиться).
Д : Кружатся, вьются, летят, падают, на землю ложатся.
Л : Хорошо зима. А чем хороша зима?
Д : Зимой можно кататься на ледянках, на лыжах, строить снежную крепость, лепить снеговика, играть в снежки.
Л : А чем зимой плохо?
Д : Бывает сильно холодно, дуют мотели, долго одеваться на улицу, тяжело ходить в теплой одежде, нужно сушить одежду, зимой простываем и болеем.
Л : А звери в лесу не мерзнут. Почему?
Д : У них теплые шубки.
Л : А кто под елочкой сидит
И ушами шевелит.
Прыгает он ловко.
И грызет морковку.
Д : (посмотрели под елочку и увидели зайчонка). Ой, это зайчонок, заинька, зайчишка.
Л : Как вы думаете, с каким настроением, он нас встречает? (веселым, радостным). Выберете маску, которая подходит настроению зайчика. (выбирают на ковре).
Какой он?
Д : Ушки длинные, хвостик короткий, носик розовый, шубка белая. Зимой он белый, а летом серый.
Л : Кто обгрыз кору дерева, дети?
Д : Зайка. Он зимой грызет не морковку, а кору деревьев.
Л : А мы то думали,он морковку ест.
Речевая игра: «Зимой» (Рождественская В.И. и Павлова А.И. игры и упражнения для исправления заикания. Изд. «Просвещение», 1978 г. с. 23)
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так.
Мишка зайку испугал
Зайка прыг и ускакал.
Вот так, вот так.
Л : Куда ускакал зайка?
Д : За пенек, под кустик, за дерево, под елочку, за сугроб.
Рассказ (самостоятельное рассказывание с опорой на картинки).
Давайте вспомним, что мы сегодня делали?
Выкладываются картинки. Логопед начинает, а дети продолжают.
Мы ходили на прогулку в зимний лес на лыжах.
Мы оделись по-зимнему.
Надели зимнюю шапку.
Зимнюю куртку.
Зимние сапоги.
Зимний шарф.
Нас встретил волшебный, сказочный, зимний лес.
Все деревья, полянки, кусты он покрыл белым. Пушистым, мохнатым, холодным, чистым снегом.
Подул ветерок и снежинки закружились, полетели, упали на землю.
Мы встретили пушистого, белого зайку, с длинными ушами.
Он сидел под елочкой.
Мы с ним подружились.
Итог занятия:
Л: Ой, ребята, Зима подарила на прощанье снежинки (поднимают снежинки, а к ним привязаны конфеты «снежинка». Конфета называется «снежинка». А от какого слова образовалось? (от слова «снег»).
Давайте скажем нашим гостям – до свидание.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
Конспект занятия
по образовательной области: Ребёнок и природа
для детей 4-5 лет
«Прогулка в зимний лес»
Программное содержание:
Расширять представления детей о диких животных, сезонных изменениях в жизни животных; развивать желание заботиться о них;
Закреплять представления о правильном поведении в лесу;
Развивать внимание, память, мышление, речь;
Воспитывать бережное отношение к природе, живым существам, к их среде обитания.
Материал и оборудование:
Игрушки большие по 1 штуке каждого животного (заяц белый, медведь, белка), игрушки-силуэты бельчонка, зайчонка, медвежонка, лисёнка.
Продукты (имитация) мёд, морковь, орехи, мясо; картинки (малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, морковь, капуста, ветки).
Декорации: берлога, дерево, дупло, куст.
Шапочка волка.
TCO:
Магнитофон, кассета (диск) с записью воя волка.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений о животных,
- беседы о зиме.
Ход занятия:
Воспитатель: - Дети, какое сейчас время года? (зима) (стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили, да и снег выпал и засыпал всю землю) Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, лепили снеговика, катались с горки, наблюдали, как старшие дети катаются на лыжах. Весело детворе в городе. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?
- Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?
- Почему плохо? Почему хорошо?
- Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник. Лесники заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время и отправимся в зимний лес, но сначала давайте выберем те продукты, которые помогут нам накормить лесных зверей.
Игра «Кто что ест»
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением пищи животных и «угостить» диких животных. Что ест медведь? (Рыбу, малину, мёд.) Что ест заяц? (морковь, капусту, кору с веток кустарников) Что ест волк? (Зайца, мышей, диких кабанов) Что ест белка? (грибы, орехи, шишки).
Воспитатель: Ну, что ребята отправляемся в путешествие в зимний лес, но сначала я хочу выяснить, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Игра «Можно - нельзя»
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно ее высказывания. Если воспитатель говорит правильно, дети должны кивать головой и отвечать «да-да-да», если допускает ошибку - топать и говорить «нет-нет-нет».
Можно дышать лесным воздухом? (да)
Можно кричать в лесу? (нет)
Можно бросать мусор? (нет)
Можно жечь костёр? (нет)
Можно любоваться деревьями? (да)
Можно ломать деревья? (нет)
Воспитатель: -Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправляться в дорогу.
Друг за другом поскорее становитесь, детвора
На прогулку в лес сегодня отправляться нам пора.
Воспитатель включает музыку. Дети шагают, имитируя движения
Мы шагаем, мы шагаем,
Кверху руки поднимаем
В стороны их разведём,
Вниз опустим и пойдём.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу-
Проложи себе дорогу.
На лыжах мы заскользим,
Друг за другом побежим.
Эй, дружок, не зевай
Да от нас не отставай.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и очутились в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Тихо, беспробудно.
Воспитатель: -Ой, ребята, кто это? Я его не узнаю.
Комочек пуха, длинное ухо.
Летом - серый, зимой белый. (Заяц)
- Ой, действительно заяц, а почему он белый? Что случилось с ним?
Воспитатель: Ребята,
- А почему заяц белую шубку надел?
- А где зимой прячется зайчик? Почему?
- Что делает зайчик днем?
- А вечером?
- Чем питается зайчик зимой?
Давайте мы зайчика угостим морковкой и пойдем дальше.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? Ой, а здесь чей то домик? (все подходят к дереву, на дереве дети видят дупло)
-Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек,
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей,
Все проворней и быстрей. (Белка)
Воспитатель:
- Правильно, это белочка. Посмотрите, какой домик сделала себе белочка на зиму. Скажите, для чего ей такое прочное и теплое гнездышко?
- Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.
- Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
- Куда прячет белка свои припасы?
Давайте мы белочку угостим шишками.
Воспитатель: - А это что за горка?
- Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:
Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает? (Медведь)
Воспитатель:
-Правильно, медведь.
Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь-
Тихо, тихо - не шуметь.
- Что делает медведь зимой?
Давайте подставим ладошки: чувствуете - тепло, медведь дышит.
- А что любит есть медведь? А что медведь ест зимой?
- А если вдруг медведь зимой проснется, что тогда будет?
Давайте оставим здесь мед, чтобы медведю было чем полакомиться, если он вдруг проснется зимой.
Идем дальше.
Воспитатель: - Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько здесь много снега и чьи-то ушки виднеются.
Игра «Чьи ушки и хвостики»
Снегопад засыпал всех животных. Остались видны только ушки и хвостики. Узнайте животных. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк)
Игра малой подвижности «Найди свой дом»
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько малышей на полянке. Они заблудились и очень расстроены, т.к. не могут попасть в свои дома. Помогите, пожалуйста, малышам попасть в свои домики (маленькие игрушки-силуэты: медвежата, зайчата, бельчата, лисята) детям необходимо разместить малышей около норы, берлоги, куста, дупла на картине-схеме).
- Замечательно, ребята, все правильно сделали. Иногда в помощи человека животные очень нуждаются.
Воспитатель:
Тихо. Кажется, слышу какой-то голос (звучит запись). Кто это?
Это дети воет волк. Волк - крупный, сильный, ловкий, неутомимый хищник. Он обитает в различных условиях и предпочитает открытые пространства, там ему легче преследовать добычу. А воет он, когда голоден, и чаще это бывает зимой, когда мало пищи и холодно. Но такое случается и в другие времена года.
Добычей волка служат различные крупные животные такие, как олени, лоси, кабаны. А давайте, чтобы он стал немного добрее, накормим его. А что он ест? Не он ли потерял шишку? (Нет, белка).
А кто самый смелый? Выберите те продукты, которые может есть волк. (Дети выбирают и кладут рядом с волком).
Ну, теперь он стал сыт и значит добрее.
А давайте на этой полянке поиграем с волком в игру "Волк и зайчата
".
Ловко прыгают зайчата
Прыг да прыг, скок да скок
Быстро зайцам бегать надо
Чтоб не скушал серый волк.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы видели в лесу
Игра «Добавь слово»
Побывали мы в лесу, повстречали там … лису
Глубоко дупло - не мелко, в нем в тепле ночует…. белка
Возле этой ёлки бродят злые… волки
Беленький да маленький под кусточком … заинька
Начал громко он реветь узнаёте? Я - …. Медведь.
Как можно их назвать одним словом? (Животные)
А какие это животные? (дикие)
А почему они так называются? (потому, что они живут в лесу, а не с человеком и сами заботятся о своем питании).
Воспитатель:
Нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте, ребята, попрощаемся с зимним лесом и его обитателями. Я предлагаю вам оставить в лесу на пушистой ёлочке волшебные снежинки-пожелания.
Воспитатель раздаёт детям снежинки, дети подходят к ёлочке говорят своё пожелание лесу и его обитателям и оставляют снежинки на ветках ёлки.
Затем дети с воспитателем, имитируя ходьбу на лыжах « возвращаются» в детский сад.
Литература:
1.Учебная программа дошкольного образования. НМУ «Национальный институт образования», 2012
2.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст): пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. Н. Казаручик. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2005.- 88 с.: ил.
3.Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.- Мн.: УП «Технопринт»,2005.- 228 с.
4. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб,: «Детство-пресс»; 2002. - 160 с.
5. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: «Асар» - 1999 - 128 с.: ил.
6. Николаева, С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. - 48 с.
7. Лобынько, Л. В. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова.- Минск: ИВЦ Минфина,2009.- 280 с.